Вредное действие алкоголя на живой организм
Авторы:
- Горелов Виталий Валерьевич, 8 «Б», лицей № 23
- Рогов Иван Сергеевич, 8 «Б», лицей № 23
Научные руководители:
- Бабушкина Галина Кузъминична, учитель биологии, лицей № 23
- Ланкина Надежда Александрова, педагог дополнительного образования объединения «Золотая Рыбка», Дворец творчества детей и юношества Ленинского района г. Кемерово
Описание работы
Цель данной работы — показать, как влияет алкоголь на живой организм, исследовать особенности употребления алкоголя подростками, разработать ряд рекомендаций по профилактике алкоголизма у подростков. Для достижения данный цели решались следующие задачи:
- Изучалась научная литература по данной проблематике.
- Проводились эксперименты над лягушкой («Алкогольное отравление лягушки»), чтобы показать, что алкоголь является ядом для нервной системы и вызывает отравление всего организма. Опыты проводились в соответствии с разработанным планом и методикой.
- Выявились причины и обстоятельства употребления алкоголя подростками в зависимости от социальных факторов на основе нашего социологического исследования.
- Проводился анализ полученных результатов и были сформулированы выводы исследования.
- Разработан ряд практических рекомендаций по профилактике алкоголизма у подростков.
Место исследования: МОУ «Лицей № 23» и объединение при ДТДиЮ Ленинского района г. Кемерово.
Объект исследования: шпорцевая лягушка.
Социологические исследования: учащиеся 7–11 класса лицея № 23.
Методы: Изучение литературных данных, опыты и наблюдения за поведением шпорцевой лягушки, до отравления и после, анонимное анкетирование учащихся 7–11 классов.
Сроки: 2006–2007 год.
Выводы
Ядовитость алкоголя по литературным источникам: 6–8 г алкоголя на 1 кг веса взрослого человека является смертельной дозой. Для ребенка в 1 год 100 мл водки, для подростков 12–14 лет 4–5 г на 1 кг массы тела. Это составляет 1 стакан водки.
Алкоголь действует на все органы человека, но преимущественно на нервную систему, печень, почки, сердце и репродуктивную систему, снижает сопротивляемость организма и вызывает преждевременную старость.
Результаты опытов над лягушкой:
В организм лягушки алкоголь проникает через кожу и через лёгкие. Через 2–4 минут
начинается отравление и сразу же наблюдается возбуждение нервной системы: лягушка начинает прыгать сбивая крышку, на раздражители реагирует значительно сильнее.
Повышение возбудимости нервной системы выражается в снижении порога раздражения, увеличении двигательной активности, рефлекторных реакций и мышечного тонуса. Фаза возбуждения продолжается не долго и сменяется торможением. Лягушка становится вялой, теряет равновесие, плавает боком а затем вверх брюхом. На раздражение щипком или электрическим током реагирует очень слабо. Затем наступает полное расслабление мышц тела. Если захватить лягушку пинцетом с боков, она не сопротивляется, тело её свободно свисает. На этом прекращаем действие алкоголя, а лягушку помещаем в сосуд с проточной водой для более быстрого удаления алкоголя из организма. Иначе она погибнет.
Социологические исследования:
Выборочная совокупность составлена из представителей обоих полов 70 девочек, 114 мальчиков. Возрастной барьер от 13–17 лет. В таблице представлены результаты исследования в процентном соотношении.
Из первого вопроса видно, что 94% догадываются или знают, что большинство сверстников употребляет алкоголь.
Основными причинами употребления алкоголя у подростков являются: желание почувствовать себя взрослым; не выделятся среди друзей; желание забыть о проблемах. 20% опрошенных не считают пиво алкогольным напитком, 45% подростков не имеют организованного досуга и считают нужным провести специальную работу, направленную на снижение употребления алкоголя.
Поэтому задачей профилактики является предоставление подросткам альтернативных способов удовлетворения актуальных потребностей. Это различного рода игры, соревнования, участие в походах, КВН, в пропаганде здорового образа жизни, в олимпиадах, выпуске газет и лозунгов, разных культурных мероприятиях, конкурсах.
Алкоголизм требует многонаправленных усилий наркологов, психиатров, работников МВД, педагогов, родителей, широкой общественности. Противоалкогольное воспитание должно быть систематическим, целенаправленным, требует пропаганды трезвости, организации свободного времени детей и подростков, включая средства массовой информации — печать, радиовещание, телевидение и раннее и активное выявление подростков с отклонениями поведения, вставших на путь употребления алкоголя.
Воспитание подрастающих поколений, в том числе в духе трезвости — обязанность в сущности каждого гражданина России. Наиболее эффективной эта работа будет в условиях взаимодействия педагогов, работников внешкольных учреждений, общественности по месту жительства, семьи.
|