Это архив сайта Городской станции юных натуралистов г. Кемерово. Актуальная информация находится по адресу: gorsun.ucoz.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Городская станция юных натуралистов
ГорСЮН, г. Кемерово
650024, г. Кемерово, ул. Ульяны Громовой, 18
тел. (3842) 38-67-74, 38-38-15

Бюллетень ГорСЮН № 10, август 2010 г.

Летняя экологическая школа «Юный исследователь природы»

Летняя экологическая школа «Юный исследователь природы» работала с 1 июня по 25 июня 2010 года на базе школьного лесничества Рудничного соснового бора.

Целью работы летней экологической школы «Юный исследователь природы» стало содействие формированию экологического мировоззрения школьников через их вовлечение в исследовательскую деятельность в природе и участие в природоохранных мероприятиях.

Летняя экологическая школа «Юный исследователь природы» была организована для обучающихся 8–11 классов творческих объединений педагогов МОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов»: «Возрождение» (рук. Буйкина Анна Ивановна), «Эрудит» (рук. Куницына Надежда Борисовна), «Систематика растений» (рук. Тарасова Ирина Викторовна) и учащихся 10 класса школы № 92 (для подготовки к Всероссийскому слету юных экологов). В летней экологической школе работали педагоги Городской станции юных натуралистов: Буйкина А. И., Тарасова И. В., Куницына Н. Б., Горячева Л. Н. и Прилепина Г. В.

Летняя экологическая школа работала по следующим направлениям:

  • Учебно-исследовательская деятельность,
  • Природоохранная деятельность,
  • Организационно-массовая (досуговая) деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность

Организация учебно-исследовательской деятельности включала два этапа.

Первый этап – подготовительный (теоретический). Занятия в форме беседы (лекции) по теме предстоящего исследования, с изложением конкретных механизмов сбора и обработки данных и оформления полученных результатов. Выработка конкретного плана сбора и обработки материала.

Второй этап – основной:

  • сбор материала исследования. Собственно проведение экологических исследований,
  • камеральная обработка собранного материала,
  • составление отчета о проделанной работе.

Результаты всех исследований фиксировались в дневнике юного исследователя природы «Первые шаги в большую науку». Занятия для участников школы проводились по четырем направлениям: ботаника, зоология, почвоведение, экологический мониторинг.

Знакомство с правилами хранения насекомых Знакомство с правилами хранения насекомых и видовым составом энтомофауны Рудничного соснового бора (теоретическое занятие)

Занятия по ботанике, подготовленные Тарасовой Ириной Викторовной, включали в себя изучение роли растений в природе и жизни человека, разнообразие растений, жизненные формы, экологические группы, сезонные изменения в жизни растений. Осваивались такие понятия как растительность, растительные сообщества: лес, луг, степь, болото, водоем, скальная растительность, популяция растений, модельные растения, биоиндикация, Красная книга, Зеленая книга. Проходило знакомство с методами изучения растительных сообществ.

На занятиях по зоологии, проводимых педагогом дополнительного образования Буйкиной Анной Ивановной, ребята познакомились с методами учета беспозвоночных и позвоночных животных, правилами закладки пробных площадок, понятием «трансекта» и простейшими статистическими способами обработки результатов исследования. Изучалась энтомофауна Рудничного соснового бора. Осваивались методы сбора насекомых: ручной способ, выборочный лов энтомологическим сачком, метод кошения, стряхивание, лов насекомых на свет, почвенные ловушки, методы химических приманок. Получен навык работы с определителем насекомых и составления энтомологической коллекции. Углублены знания о земноводных и пресмыкающихся бора, биологии и экологии птиц и млекопитающих бора.

Куницына Надежда Борисовна провела занятие по почвоведению, на котором ребята познакомились с понятием «почва» и ее местом в природе и жизни человека, морфологическими свойствами почвы, строением почвенного профиля. Научились составлять почвенные карты и производить учет дождевых червей и других почвенных животных.

Занятия по экологическому мониторингу были проведены совместно педагогами Буйкиной Анной Ивановной и Горячевой Ларисой Николаевной. На этих занятиях ребята научились производить паспортизацию родников, определять физические свойства воды и составлять список видов водной и околоводной флоры и фауны. Изучили основные типы антропогенных воздействий на природу бора, влияние кострищ на растительные сообщества, а также влияние малых форм архитектуры на состояние растений в зоне отдыха.

Учебно-исследовательская деятельность Учебно-исследовательская деятельность в природе (практическое занятие)

Под руководством педагогов школы ребятами были выполнены индивидуальные, парные и групповые учебно-исследовательские работы по изучению экологии, растительного и животного мира Рудничного соснового бора:

  • «Изучение видового разнообразия лишайников Рудничного соснового бора»,
  • «Изучение видового состава хортобионтов Рудничного соснового бора на трансекте»,
  • «Видовой состав и особенности экологии жужелиц»,
  • «Влияние техногенных факторов на насекомых Рудничного соснового бора»,
  • «Влияние выбросов автомобильного транспорта на растительные сообщества у дорог»
  • «Рекреационная нагрузка на растительные сообщества Рудничного соснового бора»
  • «Паспортизация родника Краснинский».

Самостоятельная исследовательская работа участников школы включала: постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета и его защиту на учебно-исследовательской конференции.

Цыпулина Анна, обучающася творческого объединения Возрождение Цыпулина Анна, обучающася творческого объединения «Возрождение», рук. Буйкина А. И., готовит материал для будущего проекта

Педагогами школы также осуществлялась подготовка ребят, победителей городского этапа слета юных экологов (10 класс школы № 92) к участию во Всероссийском слете в рамках общей программы школы.

Природоохранная деятельность

16 июня для участников школы прошла экскурсия на родник Краснинский, расположенные неподалеку от деревни Красная. Была произведена паспортизация родника, составлен список видов водной и околоводной растительности и животного мира. Собран мусор с прилегающей территории.

18 июня состоялась поездка в Кузбасский ботанический сад с цель прополки молодых саженцев лиственницы и пионов. Ребятам провели увлекательную экскурсию по территории ботанического сада, познакомили с видовым разнообразием растений. 25 июня ребята из летней экологической школы «Юный исследователь природы» приняли участие в операции «Контейнер», осуществляемой в рамках проекта «Сделаем город чище!», проводимой летней экологической сменой «Лесные Берендеи». В ходе проведения операции ребята наносили на контейнеры призыв «Мусор горит — здоровью вредит!».

Досуговая деятельность

3 июня состоялось торжественное открытие летней экологической школы «Юный исследователь природы», которое проводила педагог-организатор Прилепина Галина Валерьевна.

25 июня состоялось торжественное закрытие летней экологической школы «Юный исследователь природы». Ежедневно с обучающимися школы проводились коммуникативные, дидактические, развивающие и психологические игры, такие как: «Паутина жизни», «Затопленный остров», «Цветочное ориентирование», «Друзья природы», «Судебный процесс: имеет ли человек право на жизнь?», «Экологический серпантин», «Книга жалоб природы», «Лесная фантазия», «Экологическая кругосветка», «Экологический экспресс».

Таким образом, летняя экологическая школа «Юный исследователь природы» является эффективной формой работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, позволяет создать благоприятные условия для самореализации и профессиональному самоопределению, дает навыки коллективной творческой деятельности и коммуникативной культуры. Занятия в школе способствуют формированию экологического мировоззрения школьников через их вовлечение в исследовательскую деятельность и участие в социально значимых природоохранных мероприятиях.

Обучающиеся школы научились наблюдать за явлениями, происходящими в природе, описывать почвенные срезы, определять растения и животных, вести мониторинговые исследования, составлять паспорт родников и других водных объектов; приобрели навыки ведения самостоятельной исследовательской деятельности – сбор материала исследования, обработка, анализ и обобщение полученных данных.

Досуговая деятельность
Досуговая деятельность. Открытие летней экологической школы "Юный исследователь природы", проходящее в игровой форме

Результаты проведенных исследования, выполненных в летней экологической школе будут представлены на городских, областных и всероссийских конференциях и конкурсах: «Юный исследователь природы», «Экология Кузбасса», «Подрост», «Конкурс водных проектов старшеклассников», «Человек на Земле» и др.

Буйкина А. И.,
зав. секцией НОУ «Юный исследователь природы»

← Слет юных экологов России и Беларуси «Экология без границ» Летняя трудовая смена «Зеленый десант» →
ДокументыОтделыКружкиПлан мероприятийИсторияФотоальбомКак нас найтиБиблиотекаЖивой уголокОбратная связьНовостиКарта сайта
Условия использования материалов сайта
design hosting oocms