Бюллетень ГорСЮН № 10, август 2010 г.
Летняя экологическая школа «Юный исследователь природы»Летняя экологическая школа «Юный исследователь природы» работала с 1 июня по 25 июня 2010 года на базе школьного лесничества Рудничного соснового бора.
Целью работы летней экологической школы «Юный исследователь природы» стало содействие формированию экологического мировоззрения школьников через их вовлечение в исследовательскую деятельность в природе и участие в природоохранных мероприятиях.
Летняя экологическая школа «Юный исследователь природы» была организована для обучающихся 8–11 классов творческих объединений педагогов МОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов»: «Возрождение» (рук. Буйкина Анна Ивановна), «Эрудит» (рук. Куницына Надежда Борисовна), «Систематика растений» (рук. Тарасова Ирина Викторовна) и учащихся 10 класса школы № 92 (для подготовки к Всероссийскому слету юных экологов).
В летней экологической школе работали педагоги Городской станции юных натуралистов: Буйкина А. И., Тарасова И. В., Куницына Н. Б., Горячева Л. Н. и Прилепина Г. В.
Летняя экологическая школа работала по следующим направлениям:
- Учебно-исследовательская деятельность,
- Природоохранная деятельность,
- Организационно-массовая (досуговая) деятельность.
Учебно-исследовательская деятельность
Организация учебно-исследовательской деятельности включала два этапа.
Первый этап – подготовительный (теоретический). Занятия в форме беседы (лекции) по теме предстоящего исследования, с изложением конкретных механизмов сбора и обработки данных и оформления полученных результатов. Выработка конкретного плана сбора и обработки материала.
Второй этап – основной:
- сбор материала исследования. Собственно проведение экологических исследований,
- камеральная обработка собранного материала,
- составление отчета о проделанной работе.
Результаты всех исследований фиксировались в дневнике юного исследователя природы «Первые шаги в большую науку».
Занятия для участников школы проводились по четырем направлениям: ботаника, зоология, почвоведение, экологический мониторинг.
|
Знакомство с правилами хранения насекомых и видовым составом энтомофауны Рудничного соснового бора (теоретическое занятие) |
Занятия по ботанике, подготовленные Тарасовой Ириной Викторовной, включали в себя изучение роли растений в природе и жизни человека, разнообразие растений, жизненные формы, экологические группы, сезонные изменения в жизни растений. Осваивались такие понятия как растительность, растительные сообщества: лес, луг, степь, болото, водоем, скальная растительность, популяция растений, модельные растения, биоиндикация, Красная книга, Зеленая книга. Проходило знакомство с методами изучения растительных сообществ.
На занятиях по зоологии, проводимых педагогом дополнительного образования Буйкиной Анной Ивановной, ребята познакомились с методами учета беспозвоночных и позвоночных животных, правилами закладки пробных площадок, понятием «трансекта» и простейшими статистическими способами обработки результатов исследования. Изучалась энтомофауна Рудничного соснового бора. Осваивались методы сбора насекомых: ручной способ, выборочный лов энтомологическим сачком, метод кошения, стряхивание, лов насекомых на свет, почвенные ловушки, методы химических приманок. Получен навык работы с определителем насекомых и составления энтомологической коллекции. Углублены знания о земноводных и пресмыкающихся бора, биологии и экологии птиц и млекопитающих бора.
Куницына Надежда Борисовна провела занятие по почвоведению, на котором ребята познакомились с понятием «почва» и ее местом в природе и жизни человека, морфологическими свойствами почвы, строением почвенного профиля. Научились составлять почвенные карты и производить учет дождевых червей и других почвенных животных.
Занятия по экологическому мониторингу были проведены совместно педагогами Буйкиной Анной Ивановной и Горячевой Ларисой Николаевной. На этих занятиях ребята научились производить паспортизацию родников, определять физические свойства воды и составлять список видов водной и околоводной флоры и фауны. Изучили основные типы антропогенных воздействий на природу бора, влияние кострищ на растительные сообщества, а также влияние малых форм архитектуры на состояние растений в зоне отдыха.
|
Учебно-исследовательская деятельность в природе (практическое занятие) |
Под руководством педагогов школы ребятами были выполнены индивидуальные, парные и групповые учебно-исследовательские работы по изучению экологии, растительного и животного мира Рудничного соснового бора:
- «Изучение видового разнообразия лишайников Рудничного соснового бора»,
- «Изучение видового состава хортобионтов Рудничного соснового бора на трансекте»,
- «Видовой состав и особенности экологии жужелиц»,
- «Влияние техногенных факторов на насекомых Рудничного соснового бора»,
- «Влияние выбросов автомобильного транспорта на растительные сообщества у дорог»
- «Рекреационная нагрузка на растительные сообщества Рудничного соснового бора»
- «Паспортизация родника Краснинский».
Самостоятельная исследовательская работа участников школы включала: постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета и его защиту на учебно-исследовательской конференции.
|
Цыпулина Анна, обучающася творческого объединения «Возрождение», рук. Буйкина А. И., готовит материал для будущего проекта |
Педагогами школы также осуществлялась подготовка ребят, победителей городского этапа слета юных экологов (10 класс школы № 92) к участию во Всероссийском слете в рамках общей программы школы.
Природоохранная деятельность
16 июня для участников школы прошла экскурсия на родник Краснинский, расположенные неподалеку от деревни Красная. Была произведена паспортизация родника, составлен список видов водной и околоводной растительности и животного мира. Собран мусор с прилегающей территории.
18 июня состоялась поездка в Кузбасский ботанический сад с цель прополки молодых саженцев лиственницы и пионов. Ребятам провели увлекательную экскурсию по территории ботанического сада, познакомили с видовым разнообразием растений.
25 июня ребята из летней экологической школы «Юный исследователь природы» приняли участие в операции «Контейнер», осуществляемой в рамках проекта «Сделаем город чище!», проводимой летней экологической сменой «Лесные Берендеи». В ходе проведения операции ребята наносили на контейнеры призыв «Мусор горит — здоровью вредит!».
Досуговая деятельность
3 июня состоялось торжественное открытие летней экологической школы «Юный исследователь природы», которое проводила педагог-организатор Прилепина Галина Валерьевна.
25 июня состоялось торжественное закрытие летней экологической школы «Юный исследователь природы».
Ежедневно с обучающимися школы проводились коммуникативные, дидактические, развивающие и психологические игры, такие как: «Паутина жизни», «Затопленный остров», «Цветочное ориентирование», «Друзья природы», «Судебный процесс: имеет ли человек право на жизнь?», «Экологический серпантин», «Книга жалоб природы», «Лесная фантазия», «Экологическая кругосветка», «Экологический экспресс».
Таким образом, летняя экологическая школа «Юный исследователь природы» является эффективной формой работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, позволяет создать благоприятные условия для самореализации и профессиональному самоопределению, дает навыки коллективной творческой деятельности и коммуникативной культуры. Занятия в школе способствуют формированию экологического мировоззрения школьников через их вовлечение в исследовательскую деятельность и участие в социально значимых природоохранных мероприятиях.
Обучающиеся школы научились наблюдать за явлениями, происходящими в природе, описывать почвенные срезы, определять растения и животных, вести мониторинговые исследования, составлять паспорт родников и других водных объектов; приобрели навыки ведения самостоятельной исследовательской деятельности – сбор материала исследования, обработка, анализ и обобщение полученных данных.
|
Досуговая деятельность. Открытие летней экологической школы "Юный исследователь природы", проходящее в игровой форме |
Результаты проведенных исследования, выполненных в летней экологической школе будут представлены на городских, областных и всероссийских конференциях и конкурсах: «Юный исследователь природы», «Экология Кузбасса», «Подрост», «Конкурс водных проектов старшеклассников», «Человек на Земле» и др.
Буйкина А. И., зав. секцией НОУ «Юный исследователь природы»
|