Бюллетень ГорСЮН № 9, май 2010 г.
Кемеровский этап Межрегионального марафона «Энергосбережение: социально-экологический проект»Кемеровский этап марафона «Энергосбережение» стартовал 1 марта и состоял из двух блоков: школьный проект использования ресурсов и энергии, итогом которого стала конференция исследовательских работ обучающихся, и конкурс агитбригад, посвященный теме «Эффективное использование ресурсов и энергии».
Марафон длился два месяца. За это время команды-участники провели большую работу. В ходе марафона ими проводились беседы по энергосбережению, конкурсы сочинений и рисунков, экологические уроки, разрабатывались практические советы по энергосбережению, правила пользования водой и электроэнергией, анализировались экологические проблемы, в т. ч. проблемы энергосбережения. Проводились экологические игры, в которых приняли участие многие обучающиеся, придуманы стихи об альтернативных видах энергии, проведена работа по контролю потраченной электроэнергии за год (по месяцам), проведены наблюдения за приборами по учету расхода воды, составлены анкеты для населения по энергосбережению. Были организованы просмотры и обсуждения экологического фильма «ДОМ» и мультипликационных фильмов на тему энергосбережения. Ребята участвовали во Всемирной акции «Час Земли».
Школьники проводили диагностику, в результате которой были выявлены проблемы с энергопотреблением; рисовали листовки и развешивали их во дворах, проводили агитационную работу среди населения. При работе над проектом ребята познакомились с альтернативными источниками энергии и убедились, что именно за ними стоит будущее нашей планеты, создание новых экогородов. Но самое главное они поняли, что чтобы изменить будущее нашей планеты, не нужно задумываться над проблемой глобальных масштабов, а нужно просто начать с энергосбережения в своем доме.
В ходе проекта работу юных кемеровчан оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли специалисты-экологи и специалисты ООО «Энерго-сбытовая компания Кузбасса».
|
Фото: Работа жюри — оценка школьных проектов экономии ресурсов и энергии |
4 мая на Городской станции юных натуралистов состоялась конференция по защите школьного проекта использования ресурсов и энергии «Энергосбережение: социально-экологический проект». На конференцию были представлены работы из образовательных учреждений г.Кемерово: ЦДТ Центрального района, школ №№ 2, 16, 56, 94, гимназии № 17. Эти учреждения вышли в финал Кемеровского этапа Межрегионального марафона по энергосбережению.
|
Фото: Свой проект защищают участники команды «Сюрприз» ЦДТ Центрального района |
Кроме тех мероприятий, которые проходили во всех учреждениях-участниках марафона, каждое из этих образовательных учреждений провело что-то свое, особенное. Так, команда «Солнышко» из 94 школы организовала встречу с интересным человеком (дедушкой ученика, принимавшим участие в строительстве энергетического объекта). Ребята из начальных классов пропагандировали идеи энергосбережения среди своего окружения, провели экологические игры в подшефном детском саду.
Командой «Квант» из этой же школы кроме того была организована экологическая акция «Энергосбережение и водосбережение». Проведен анализ расходов бюджета школы на оплату электроэнергии и воды.
|
Фото: Участницы команды «Экономь-ка!» из школы № 16 аккомпанируют себе на гармонике |
В школе 56 прошли внеклассные мероприятия в 9 классе и для младших школьников. Школа работала по энергосберегающему плану, результатом этой работы стала экономия воды на 32%, и экономия электроэнергии на 8,5%. Группа ребят в рамках марафона посетила Кемеровскую ТЭЦ. Экологический марафон «Энергосбережение» в этой школе прошел под девизом: «Начни с себя и посоветуй остальным».
Команда из гимназии № 17 придумала комиксы, в которых главные герои, Транжира и Экономка, на собственных примерах показывают, как делать правильно, а как неправильно.
|
Фото: Зрители внимательно слушают и задают вопросы |
Школьниками из 16 школы подробно рассмотрены альтернативные источники энергии, найдены данные о том, сколько воды нужно вылить, чтобы получить один киловатт-час электроэнергии, рассмотрена доля возобновимых источников энергии в мировом производстве, на основе наблюдений и расчетов сформулированы предложения администрации школы и советы школьникам. Проведены расчеты энергосбережения при использовании энергосберегающих ламп дома и в школе. С младшими школьниками проведена игра «Крокодил», в ходе которой дети знакомились с понятиями Энергия, Батарейка, Электростанция и др. Проведена практическая работа по учету энергии до и после экономии.
Ребята рабочей группы из начальной школы № 2 занимались теоретическими исследованиями на темы: «Традиционные источники энергии. Добыча и потребление разными странами мира, включая РФ», «Альтернативные источники энергии». Также в школе возникла необходимость в оформление плаката «Парниковый эффект» при помощи родителей и проведение разъяснительной беседы на эту тему, так как это понятие было незнакомо ребятам, а также непонятны причины, усиливающие парниковый эффект.
|
Фото: Агитплакат на тему эффективного использования ресурсов и энергии представляет команда «Квант» (школа № 94) |
Участники марафона из Центра Детского Творчества Центрального района составили анкеты для населения по энергосбережению и провели соцопрос в разных районах города. Ими самостоятельно разработана конкурсная программа «В королевстве Электроэнергии», которая прошла в группе продленного дня школы № 69 и в Детском доме № 102, придуманы кричалки, собраны познавательные истории по энергосбережению. Проведена практическая работа по учету энергии до и после экономии.
18 мая на Городской станции юных натуралистов г.Кемерово прошел заключительный тур Кемеровского этапа Межрегионального экологического марафона «Энерго-сбережение» — конкурс агитплакатов по энергосбережению, где в театрализованной форме участники рассказали о своем отношении к этой проблеме. В конкурсе участвовали команды, которые уже приняли участие в конференции по защите школьного проекта использования ресурсов и энергии «Энерго-сбережение: социально-экологи-ческий проект», состоявшейся 4 мая.
В конкурсе агитплакатов участники должны были в театрализованной форме представить оригинальный красочный плакат на тему эффективного использования ресурсов и энергии. Конкурс оценивался по следующим критериям: соответствие теме, художественное оформление агитплаката, оригинальность замысла постановки, музыкальное оформление.
|
Фото: Агитплакат команды «ЮНЭК» начальной школы №2 |
Все участники творчески подошли к конкурсу. Так в команде «Квант» (школа № 94) каждый участник выступал в роли какого-то бытового прибора и от его имени обращался к зрителям. Команда «Экономь-ка!» из школы № 16 исполнили частушки собственного сочинения по теме, аккомпанируя себе на гармонике. Для конкурса участники этой команды специально изготовили костюмы. Самые младшие участники конкурса (команда «ЮНЭК» школы №2 и команда «Солнышко» школы №94) отличились четким декламированием стихов и исполнением детских песен. Хорошо выступили и другие команды.
В завершении мероприятия состоялось награждение участников Кемеровского этапа марафона. Все команды были награждены сладкими призами и призами, представленными ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса». Ребята из команд «Квант» и «Экономь-ка!» были приглашены на познавательную экскурсию в Энергосбытовую компанию Кузбасса. А команда «Квант» (руководители: Панова Галина Владимировна, Тарабрина Евгения Валентиновна) получила еще и главный приз — кубок Победителя марафона.
Марафон проходил при поддержке Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры» г. Москва и Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
Протасова Е. В., методист, организатор Кемеровского этапа марафона
|