Опыты к занятиям по теме «Стебель»
В каком направлении растет стебель?
Цель: выяснить особенности роста стеблей.
Оборудование: брусок, иголки, стеклянная банка, семена гороха
Ход опыта: 2-3 проростка гороха со стеблем и двумя первыми листочками прикрепить к деревянному брусочку. Через несколько часов дети увидят, что стебелек изогнулся вверх. Делают вывод о том, что стебель, как и корень, обладает направленным ростом.
Движение растущих органов растения
Цель: выяснить зависимость роста растений от света.
Оборудование: 2 цветочных горшка, зерна овса, ржи, пшеницы, 2 картонные коробки.
Ход опыта: В два маленьких цветочных горшка, наполненных влажными опилками, посеить по два десятка зерен. Один горшок прикрыть картонной коробкой, другой горшок закрыть такой же коробкой с круглым отверстием на одной из стенок. На следующем занятии снять коробки с горшков. Дети заметят, что проростки овса, которые были прикрыты картонной коробкой с отверстием, будут наклонены в сторону отверстия; в другом горшке проростки не наклонятся. Педагог просит обучающихся сделать вывод.
Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?
Цель: познакомить обучающихся с искусственным получением двухстебельного растения.
Оборудование: цветочный горшок, семена гороха.
Ход опыта: Взять несколько горошин и посеить их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срезать стебельки их у самой поверхности почвы. Через несколько дней появятся два новых стебелька, из которых разовьются два стебля гороха.
Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы.
Искусственное получение двухстебельных растений имеет и практическое значение. Например, при выращивании махорки не¬редко обрезают верхушку стебельков проростка, в ре¬зультате чего появляются два стебля, на которых листьев значительно больше, чем на одном. Таким же образом можно получить двухкочанную капусту, которая даст больший урожай, чем однокочанная.
Как растет стебель?
Цель: наблюдение за ростом стебля.
Оборудование: кисть, чернила, проросток гороха или фасоли
Ход опыта: Рост стебля можно с помощью меток. Кистью или иглой нанести на стебелек проросшего гороха или фасоли метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Обучающиеся должны проследить, через какое время, на какой части стебля раздвинутся метки Записать и зарисовать все происходящие изменения.
По какой части стебля происходит передвижение воды от корней к листьям?
Цель: доказать, что вода в стебле продвигается по древесине.
Оборудование: отрезок стебля, красные чернила.
Ход опыта: Взять отрезок стебля длиной 10 см. Один конец его опустить в красные чернила, а через другой немного пососать. Затем вытереть отрезок бумагой и острым ножом разрезать его вдоль. На разрезе обучающиеся увидят, что древесина стебля окрасилась.
Можно этот опыт провести иначе. Веточку комнатного растения фуксии или традесканции поставить в банку с водой, воду слегка подкрасить красными чернилами или обыкновенной синькой Через несколько дней дети увидят,
что жилки листьев окрасятся в розовый или синий цвет. Затем разрезать вдоль кусочек веточки и посмотреть, какая ее часть окрасилась. Педагог задает вопросы. Какой вывод вы сделаете из этого опыта?
Вверх к листочкам
Цель: доказать, что стебель проводит воду к листьям.
Оборудование: черенок бальзамина, вода с красителем; бруски березы или осины (неокрашенные), плоская емкость с водой, алгоритм опыта.
Ход опыта: Обучающиеся рассматривают черенок бальзамина с корешками, обращая, внимание на строение (корень, стебель, листья) и рассуждая о том, как вода от корней попадает к листьям. Педагог предлагает проверить с использованием окрашенной воды, проходит ли вода через стебель. Дети составляют алгоритм опыта с предполагаемым результатом или без него. Высказывается гипотеза будущих изменений (если окрашенная вода пойдет по растению, оно должно изменить цвет). Через 1—2 недели результат опыта сравнивают с предполагаемым, делают вывод о функции стеблей (проводят воду к листьям).
Дети рассматривают неокрашенные деревянные бруски через лупу, определяют, что в них есть отверстия. Выясняют, что бруски — часть ствола дерева. Педагог предлагает узнать, проходит ли через них вода к листьям, опускает брусочки поперечным срезом в воду. Выясняет с детьми, что должно произойти с бруском, если стволы могут проводить воду (бруски должны стать мокрыми). Дети наблюдают за намоканием брусков, уровнем поднятия воды вверх по брускам.
Как по стеблям
Цель: показать процесс прохождения воды по стеблям.
Оборудование: трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.
Ход опыта: Дети рассматривают трубочку. Выясняют, есть ли внутри воздух, погружая ее в воду. Предполагают, что трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стеблях. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуют легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.
Запасливые стебли
Цель: выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.
Оборудование: губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость с водой
Ход опыта: Обучающиеся рассматривают брусочки разных пород дерева через лупу, рассказывают об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка). В разные емкости наливают одинаковое количество воды. В первую опускают бруски, во вторую — губки, оставляют на пять минут. Рассуждают, куда больше впитается воды (в губку — в ней больше места для воды). Наблюдают за выделением пузырьков. Проверяют бруски и губки в емкости. Уточняют, почему во второй емкости нет воды (вся впиталась в губку). Приподнимают губку, из нее капает вода. Объясняют, где дольше сохранится вода (в губке, так как воды в ней больше). Предположения проверяются до высыхания бруска (1—2 часа).
|