Опыты к занятиям по теме «Семена»
Много ли воды впитывают семена?
Цель: выяснить, какое количество влаги впитывают прорастающие семенами.
Оборудование: Мерный цилиндр или стакан, семена гороха, марля
Ход опыта: В мерный цилиндр на 250 мл налить 200 мл воды, затем семена гороха положить в марлевый мешочек, завязать ниткой так, чтобы остался конец ее длиной 15—20 см, и аккуратно опустить мешочек в цилиндр с водой. Чтобы из цилиндра не испарялась вода, необходимо завязать его сверху промасленной бумагой.. На следующий день необходимо снять бумагу и за конец нитки вынуть мешочек с набухшим горохом из цилиндра. Дать стечь воде с мешочка в цилиндр. Педагог задает обучающимся вопросы. Сколько воды осталось в цилиндре? Сколько воды впитали в себя семена?
Велика ли сила давления набухающих семян?
Цель: выяснить силу набухающих семян.
Оборудование: мешочек из ткани, колба, семена гороха.
Ход опыта: Насыпать в небольшой мешочек семена гороха, крепко завязать его и опустить в стакан или в банку с водой. На другой день обнаружится, что мешочек не выдержал давление семян — он лопнул. Педагог задает обучающимся вопрос, почему это произошло.
Также набухающие семена можно положить в стеклянную колбу. Через несколько дней сила семян разорвет ее. Эти опыты говорят о том, что сила набухающих семян велика.
Какую тяжесть могут поднять набухающие семена?
Цель: выяснить силу набухающих семян.
Оборудование: консервная банка, гиря, горох.
Ход опыта: Насыпать в высокую консервную банку с отверстиями на дне одну треть семян гороха; поставить ее в кастрюлю с водой, так, чтобы семена оказались в воде. Положить на семена кружок из жести и сверху поставить гирю или любой другой груз. Наблюдать, какую тяжесть могут поднять набухающие семена гороха. Результаты обучающиеся фиксируют в дневнике наблюдений.
Дышат ли прорастающие семена?
Цель: доказать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.
Оборудование: стеклянная банка или бутылка, семена гороха, лучина, спички.
Ход опыта: В высокую, с узким горлом бутылку насыпать «наклюнувшиеся» семена гороха и плотно закрыть пробкой. На следующем занятии выслушать предположения детей о том, какой газ могли выделить семена и как это доказать. Открыть бутылку и доказать наличие углекислого газа в ней с помощью горящей лучины (лучина погаснет, т.к. углекислый газ подавляет горение).
Выделяется ли при дыхании семян тепло?
Цель: доказать, что при дыхании семена выделяют тепло.
Оборудование: пол-литровая бутылка с пробкой, семена гороха, термометр.
Ход опыта: Взять пол-литровую бутылку, наполнить ее чуть «наклюнувшимися» семенами ржи, пшеницы или гороха и заткнуть пробкой, через отверстие пробки вставить химический термометр для измерения температуры воды. Затем бутылку обернуть плотно газетной бумагой и поставить в небольшой ящик, чтобы избежать потери тепла.
Через некоторое время обучающиеся будут наблюдать повышение температуры внутри бутылки на несколько градусов. Педагог просит обучающихся объяснить причину повышения температуры семян. Результаты опыта зафиксировать в дневнике наблюдений.
Вершки—корешки
Цель: выяснить, какой орган раньше появляется из семени.
Оборудование: бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные ёмкости, зарисовка с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности.
Ход опыта: Дети выбирают любые из предложенных семян, создают условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещают замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10—12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться.
|