Это архив сайта Городской станции юных натуралистов г. Кемерово. Актуальная информация находится по адресу: gorsun.ucoz.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Городская станция юных натуралистов
ГорСЮН, г. Кемерово
650024, г. Кемерово, ул. Ульяны Громовой, 18
тел. (3842) 38-67-74, 38-38-15

Инструктивно-методический отдел

Методическая работа в МОУДОД «Городская станция юных натуралистов» систематизирована вокруг нескольких ведущих идей:

  • Педагогическая практика – отражение гносеологического, аксиологического, коммуникативного и культурного содержания сознания педагога;
  • Знания в любом возрасте можно и нужно пополнять, способами деятельности овладевать, мышление развивать;
  • Совершенствуя собственное сознание, мы совершенствуем образовательный процесс, за качество которого несем ответственность перед детьми;
  • Личностный рост педагога – рост творческий и нравственный;
  • Только творческий педагог может заразить вирусом творчества учеников, помочь научиться творческому отношению к жизни и преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути человека.

Потребность нашего времени — освоение нового содержания, новых форм и методов, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит остро стоит вопрос о компетентности педагогов ГорСЮН, поэтому одной из основных задач методической службы является создание условий для профессионального роста педагога.

Профессионализм педагога — интегрированная характеристика личности, представляющая взаимосвязь профессиональных компетенций, педагогического мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующая неповторимую индивидуальность каждого педагога-профессионала.

Составляющие профессионализма:

  • профессиональная компетентность – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, включающей уровень овладения предметными, методическими и психолого-педагогическими знаниями и умениями;

  • педагогическое мастерство – владение современными методиками, техниками и технологиями передачи знаний, умение формировать развивающую среду, создавать комфортные условия для взаимодействия субъектов образовательной среды, владение вербальными техниками, педагогическое общение (вербальная выразительность), эмоционально-волевая саморегуляция;

  • профессионально значимые качества личности педагога (ядро имиджа и профессионализма в целом) – качества, обеспечивающие успешность реализации личности в профессии. Существует три группы качеств:

    1. природные качества (коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, креативность, эмоциональная стабильность);
    2. качества как следствие образования и воспитания (толерантность, эрудиция, активная жизненная позиция, целеустремленность, оптимизм);
    3. качества как следствие профессиональной деятельности (требовательность, справедливость, профессиональная направленность, готовность к саморазвитию, саморегуляция).

  • индивидуальный имидж педагога. Основные компоненты имиджа:

    1. вербальный имидж – мнение, которое формируется о человеке по тому, как и что он говорит;
    2. габитарный имидж (габитус – внешний вид) – мнение, формируемое на основе внешнего вида человека;
    3. кинетический имидж – мнение, формируемое о человеке на основе его телодвижений.

Методическая работа в учреждении дополнительного образования направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.

Таким образом, целью работы инструктивно-методического отдела является совершенствование содержания дополнительного эколого-биологического образования и воспитания, реализуемого в МОУДОД «Городская станция юных натуралистов» посредством развития профессионально-педагогической компетентности педагогов.

Цель по отношению к опытным педагогам: создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности. Цель по отношению к молодым педагогам: развитие надпрофессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования. Цель по отношению к начинающим и малоопытным педагогам: помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.

Задачи:

  1. исследование образовательных потребностей социума;
  2. анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
  3. предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания;
  4. выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  5. прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательного учреждения, осуществление непрерывной связи с НМЦ и КРИПК и ПРО;
  6. оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников к аттестации.

Методическая работа способствует:

  1. Осмыслению педагогами программно-методических требований, нормативных документов.
  2. Изучению и системному анализу новых технологий и методик обучения.
  3. Обобщению и распространению опыта.
  4. Стимулированию группового педагогического творчества.
  5. Развитию мотивов педагогической и профессиональной деятельности.
  6. Формированию готовности к профессиональному самообразованию.

Приоритетным направлением в работе методической службы является побуждение педагогов к изучению новой информации, опыта, создание условий для активизации приобретенных знаний, творческого их применения.

Необходимое условие функционирования методической службы – организация работы на диагностической основе. Методическая работа каждый год строится на основе проблем, запросов и потребностей педагогов, которые выявляются с помощью анкетирования. Оно проводится на педагогическом совете в начале учебного года. В связи с выявленными проблемами педагогов в организации образовательного процесса формулируются цели и задачи методической службы на год.

Формы организации методической работы:

  1. работа над единой методической темой;
  2. семинары;
  3. индивидуальные, групповые консультации;
  4. методические совещания в отделах;
  5. открытые занятия;
  6. конкурсы педагогического мастерства;
  7. портфолио педагога.

Работа над единой методической темой позволяет педагогам решать частные методические задачи в рамках коллективной работы над единым проектом.

Как организуется работа над единой методической темой?

  • Теоретический и практический семинар по теме (в начале года);
  • Взаимопосещение занятий (в отделе);
  • Методобъединения по теме (в отделе);
  • Работа с литературой, накопление теоретического материала для создания коллективной «копилки» (в течение года);
  • Создание коллективной папки «Проверено опытом» (разработки занятий, игр, дидактические материалы, методических рекомендаций и т. д.)

В начале учебного года проводится семинар, на котором выступают опытные педагоги с тем, что они уже сделали на этом этапе работы, и проводятся открытые занятия с их дальнейшим анализом. В отделах проводится МО по заданной тематике с учетом специфики работы отдела, организуется взаимопосещение занятий. В течение года методисты и педагоги накапливают теоретический материал из различных литературных источников по единой методической теме, разрабатывают методические рекомендации, накапливают практические наработки - разработки занятий, дидактические материалы, разработки игр и т. д. Таким образом, каждый педагог сможет внести свой вклад в коллективное дело, «похвастаться» результатом своей работы и получить заслуженное одобрение. Результаты работы над единой методической темой будут оформлены в виде методических папок, которые пополнят информационный фонд учреждения и станут рабочим материалом для всех педагогов.

Семинары – это активная форма пополнения теоретических знаний педагогов, позволяющая совершенствовать уровень педагогической компетентности.

В течение учебного года проводится 4 семинара по следующим направлениям:

  • организация образовательного процесса, например «Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях посредством использования разнообразного дидактического материала», «Анализ педагогической деятельности», «Организация занятий в детских творческих объединениях», «Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей»;
  • организация воспитательного процесса, например «Организация работы с семьями обучающихся», «Организация и проведение экологических праздников в детских объединениях ГорСЮН», «Гражданско-патриотическое воспитание в детских объединениях эколого-биологической направленности»;
  • организация исследовательской деятельности обучающихся, например «Методика и организация исследований в природе», «Организация исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования эколого-биологического профиля»;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс, например «Здоровый педагог – здоровый ребенок», «Применение оздоровительных методик в воспитательно-образовательном процессе»;
  • прикладная деятельность в т.о. эколого-биологической направленности, например «Рождественский букет», «Цветы для мамы» и др.

К каждому семинару методистами разрабатываются методические рекомендации, памятки по теме семинара, которые хранятся у педагогов и могут использоваться при подготовке к занятиям, разработке мероприятий, например «Классификация наглядных средств обучения», «Алгоритм самоанализа занятия», памятка о типах и этапах занятий, методах и формах организации обучения, «Направления и формы работы с родителями», тесты для родителей и обучающихся, «Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся», «Конструирование цели и задач занятия».

По запросу педагогов методисты проводят индивидуальные и групповые консультации по различным темам:

  1. Создание методических материалов;
  2. Подготовка и проведение занятий в детских творческих объединениях;
  3. Самоанализ занятий
  4. Создание дидактических материалов
  5. Создание образовательных программ
  6. Создание портфолио педагога
  7. Применение оздоровительных методик в педагогической работе с трудными детьми
  8. Использование минуток здоровья, подвижных перемен, общеукрепляющих комплексов физических упражнений на занятиях в творческих объединениях ГорСЮН;
  9. Организация исследовательской деятельности обучающихся в детских творческих объединениях. Оформление детских исследовательских работ;
  10. Организация работы с семьями обучающихся
  11. Подготовка обучающихся к слету юных экологов
  12. Организация работы с трудными детьми
  13. Подготовка к конкурсам эколого-биологического направления различных уровней
  14. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в детских творческих объединениях
  15. Подготовка педагогов к аттестации, помощь в оформлении документов
  16. Документирование истории юннатского движения города
  17. Организация воспитательной работы в творческих объединениях
  18. Школа педагога-эколога:
    • рациональное природопользование;
    • особо охраняемые территории Кемеровской области;
    • экология города;
    • Красная книга Кемеровской области;
  19. Изготовление искусственных цветов, аранжировка;
  20. Подготовка выставки «Юннат», «Флориада», «Натуралист» и др.;
  21. Подготовка к конкурсам.

Кроме того, в методическом кабинете оформлен стенд «В помощь педагогу», на котором размещается сменная информация, востребованная среди педагогов, например «Формы проведения учебных занятий», «Формы воспитательной работы с детским коллективом», «Основные этапы учебного занятия», «Конструирование цели и задач занятия» и др. Постепенно этот материал будет накапливаться в папке «В помощь педагогу».

В течение учебного года методисты принимают участие в работе методических объединений в отделах. На выбор предлагаются следующие темы выступлений:

  1. «Изучение и обобщение опыта педагогов в отделе».
  2. «Методические материалы: виды, содержание, требования к оформлению»
  3. «Основы практической биометрии: математическая обработка результатов при проведении обучающимися биоэкологических исследований»
  4. «Самоанализ занятия педагогом учреждения дополнительного образования (УДО)»
  5. «Выявление, сбор, хранение музейных предметов»
  6. «Обеспечение безопасности жизнеобеспечения в детских творческих объединениях»
  7. «Знакомство с работой информационного фонда»
  8. «Дыхательная гимнастика — путь к здоровью»
  9. «Применение оздоровительных методик для обучающихся и педагогов»
  10. «Применение тренинговых занятий для оздоровления, социализации и адаптации детей в обществе»
  11. «Профилактика негативных зависимостей и антисоциального поведения детей и подростков»
  12. «Применение игровых технологий на занятиях в творческих объединениях»
  13. «Школа флориста — изготовление флористических элементов для составления композиции»
  14. «Создание презентаций на компьютере»
  15. «Гражданско-патриотическое воспитание школьников»

С целью повышения профессионального мастерства и для распространения передового педагогического опыта педагоги проводят открытые занятия. Занятия проводятся с соблюдением следующего алгоритма:

  1. рассказ педагога о проекте занятия;
  2. ответы на вопросы гостей перед посещением занятия;
  3. посещение занятия;
  4. анализ занятия самим педагогом;
  5. анализ занятия замдиректора или методистом;
  6. вопросы гостей к педагогу по содержанию и плану занятия;
  7. общая дискуссия.

Методическая служба ГорСЮН успешно создает условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов. И в дальнейшем продолжит деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных и традиционных форм методической работы.

← Биологический отдел Организационно-массовый отдел →
ДокументыОтделыКружкиПлан мероприятийИсторияФотоальбомКак нас найтиБиблиотекаЖивой уголокОбратная связьНовостиКарта сайта
Условия использования материалов сайта
design hosting oocms