Инструктивно-методический отдел
Методическая работа в МОУДОД «Городская станция юных натуралистов» систематизирована вокруг нескольких ведущих идей:
- Педагогическая практика – отражение гносеологического, аксиологического, коммуникативного и культурного содержания сознания педагога;
- Знания в любом возрасте можно и нужно пополнять, способами деятельности овладевать, мышление развивать;
- Совершенствуя собственное сознание, мы совершенствуем образовательный процесс, за качество которого несем ответственность перед детьми;
- Личностный рост педагога – рост творческий и нравственный;
- Только творческий педагог может заразить вирусом творчества учеников, помочь научиться творческому отношению к жизни и преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути человека.
Потребность нашего времени — освоение нового содержания, новых форм и методов, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит остро стоит вопрос о компетентности педагогов ГорСЮН, поэтому одной из основных задач методической службы является создание условий для профессионального роста педагога.
Профессионализм педагога — интегрированная характеристика личности, представляющая взаимосвязь профессиональных компетенций, педагогического мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующая неповторимую индивидуальность каждого педагога-профессионала.
Составляющие профессионализма:
профессиональная компетентность – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, включающей уровень овладения предметными, методическими и психолого-педагогическими знаниями и умениями;
педагогическое мастерство – владение современными методиками, техниками и технологиями передачи знаний, умение формировать развивающую среду, создавать комфортные условия для взаимодействия субъектов образовательной среды, владение вербальными техниками, педагогическое общение (вербальная выразительность), эмоционально-волевая саморегуляция;
профессионально значимые качества личности педагога (ядро имиджа и профессионализма в целом) – качества, обеспечивающие успешность реализации личности в профессии. Существует три группы качеств:
- природные качества (коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, креативность, эмоциональная стабильность);
- качества как следствие образования и воспитания (толерантность, эрудиция, активная жизненная позиция, целеустремленность, оптимизм);
- качества как следствие профессиональной деятельности (требовательность, справедливость, профессиональная направленность, готовность к саморазвитию, саморегуляция).
индивидуальный имидж педагога. Основные компоненты имиджа:
- вербальный имидж – мнение, которое формируется о человеке по тому, как и что он говорит;
- габитарный имидж (габитус – внешний вид) – мнение, формируемое на основе внешнего вида человека;
- кинетический имидж – мнение, формируемое о человеке на основе его телодвижений.
Методическая работа в учреждении дополнительного образования направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.
Таким образом, целью работы инструктивно-методического отдела является совершенствование содержания дополнительного эколого-биологического образования и воспитания, реализуемого в МОУДОД «Городская станция юных натуралистов» посредством развития профессионально-педагогической компетентности педагогов.
Цель по отношению к опытным педагогам: создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности. Цель по отношению к молодым педагогам: развитие надпрофессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования. Цель по отношению к начинающим и малоопытным педагогам: помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.
Задачи:
- исследование образовательных потребностей социума;
- анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
- предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания;
- выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательного учреждения, осуществление непрерывной связи с НМЦ и КРИПК и ПРО;
- оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников к аттестации.
Методическая работа способствует:
- Осмыслению педагогами программно-методических требований, нормативных документов.
- Изучению и системному анализу новых технологий и методик обучения.
- Обобщению и распространению опыта.
- Стимулированию группового педагогического творчества.
- Развитию мотивов педагогической и профессиональной деятельности.
- Формированию готовности к профессиональному самообразованию.
Приоритетным направлением в работе методической службы является побуждение педагогов к изучению новой информации, опыта, создание условий для активизации приобретенных знаний, творческого их применения.
Необходимое условие функционирования методической службы – организация работы на диагностической основе. Методическая работа каждый год строится на основе проблем, запросов и потребностей педагогов, которые выявляются с помощью анкетирования. Оно проводится на педагогическом совете в начале учебного года. В связи с выявленными проблемами педагогов в организации образовательного процесса формулируются цели и задачи методической службы на год.
Формы организации методической работы:
- работа над единой методической темой;
- семинары;
- индивидуальные, групповые консультации;
- методические совещания в отделах;
- открытые занятия;
- конкурсы педагогического мастерства;
- портфолио педагога.
Работа над единой методической темой позволяет педагогам решать частные методические задачи в рамках коллективной работы над единым проектом.
Как организуется работа над единой методической темой?
- Теоретический и практический семинар по теме (в начале года);
- Взаимопосещение занятий (в отделе);
- Методобъединения по теме (в отделе);
- Работа с литературой, накопление теоретического материала для создания коллективной «копилки» (в течение года);
- Создание коллективной папки «Проверено опытом» (разработки занятий, игр, дидактические материалы, методических рекомендаций и т. д.)
В начале учебного года проводится семинар, на котором выступают опытные педагоги с тем, что они уже сделали на этом этапе работы, и проводятся открытые занятия с их дальнейшим анализом. В отделах проводится МО по заданной тематике с учетом специфики работы отдела, организуется взаимопосещение занятий. В течение года методисты и педагоги накапливают теоретический материал из различных литературных источников по единой методической теме, разрабатывают методические рекомендации, накапливают практические наработки - разработки занятий, дидактические материалы, разработки игр и т. д. Таким образом, каждый педагог сможет внести свой вклад в коллективное дело, «похвастаться» результатом своей работы и получить заслуженное одобрение. Результаты работы над единой методической темой будут оформлены в виде методических папок, которые пополнят информационный фонд учреждения и станут рабочим материалом для всех педагогов.
Семинары – это активная форма пополнения теоретических знаний педагогов, позволяющая совершенствовать уровень педагогической компетентности.
В течение учебного года проводится 4 семинара по следующим направлениям:
- организация образовательного процесса, например «Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях посредством использования разнообразного дидактического материала», «Анализ педагогической деятельности», «Организация занятий в детских творческих объединениях», «Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей»;
- организация воспитательного процесса, например «Организация работы с семьями обучающихся», «Организация и проведение экологических праздников в детских объединениях ГорСЮН», «Гражданско-патриотическое воспитание в детских объединениях эколого-биологической направленности»;
- организация исследовательской деятельности обучающихся, например «Методика и организация исследований в природе», «Организация исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования эколого-биологического профиля»;
- внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс, например «Здоровый педагог – здоровый ребенок», «Применение оздоровительных методик в воспитательно-образовательном процессе»;
- прикладная деятельность в т.о. эколого-биологической направленности, например «Рождественский букет», «Цветы для мамы» и др.
К каждому семинару методистами разрабатываются методические рекомендации, памятки по теме семинара, которые хранятся у педагогов и могут использоваться при подготовке к занятиям, разработке мероприятий, например «Классификация наглядных средств обучения», «Алгоритм самоанализа занятия», памятка о типах и этапах занятий, методах и формах организации обучения, «Направления и формы работы с родителями», тесты для родителей и обучающихся, «Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся», «Конструирование цели и задач занятия».
По запросу педагогов методисты проводят индивидуальные и групповые консультации по различным темам:
- Создание методических материалов;
- Подготовка и проведение занятий в детских творческих объединениях;
- Самоанализ занятий
- Создание дидактических материалов
- Создание образовательных программ
- Создание портфолио педагога
- Применение оздоровительных методик в педагогической работе с трудными детьми
- Использование минуток здоровья, подвижных перемен, общеукрепляющих комплексов физических упражнений на занятиях в творческих объединениях ГорСЮН;
- Организация исследовательской деятельности обучающихся в детских творческих объединениях. Оформление детских исследовательских работ;
- Организация работы с семьями обучающихся
- Подготовка обучающихся к слету юных экологов
- Организация работы с трудными детьми
- Подготовка к конкурсам эколого-биологического направления различных уровней
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в детских творческих объединениях
- Подготовка педагогов к аттестации, помощь в оформлении документов
- Документирование истории юннатского движения города
- Организация воспитательной работы в творческих объединениях
- Школа педагога-эколога:
- рациональное природопользование;
- особо охраняемые территории Кемеровской области;
- экология города;
- Красная книга Кемеровской области;
- Изготовление искусственных цветов, аранжировка;
- Подготовка выставки «Юннат», «Флориада», «Натуралист» и др.;
- Подготовка к конкурсам.
Кроме того, в методическом кабинете оформлен стенд «В помощь педагогу», на котором размещается сменная информация, востребованная среди педагогов, например «Формы проведения учебных занятий», «Формы воспитательной работы с детским коллективом», «Основные этапы учебного занятия», «Конструирование цели и задач занятия» и др. Постепенно этот материал будет накапливаться в папке «В помощь педагогу».
В течение учебного года методисты принимают участие в работе методических объединений в отделах. На выбор предлагаются следующие темы выступлений:
- «Изучение и обобщение опыта педагогов в отделе».
- «Методические материалы: виды, содержание, требования к оформлению»
- «Основы практической биометрии: математическая обработка результатов при проведении обучающимися биоэкологических исследований»
- «Самоанализ занятия педагогом учреждения дополнительного образования (УДО)»
- «Выявление, сбор, хранение музейных предметов»
- «Обеспечение безопасности жизнеобеспечения в детских творческих объединениях»
- «Знакомство с работой информационного фонда»
- «Дыхательная гимнастика — путь к здоровью»
- «Применение оздоровительных методик для обучающихся и педагогов»
- «Применение тренинговых занятий для оздоровления, социализации и адаптации детей в обществе»
- «Профилактика негативных зависимостей и антисоциального поведения детей и подростков»
- «Применение игровых технологий на занятиях в творческих объединениях»
- «Школа флориста — изготовление флористических элементов для составления композиции»
- «Создание презентаций на компьютере»
- «Гражданско-патриотическое воспитание школьников»
С целью повышения профессионального мастерства и для распространения передового педагогического опыта педагоги проводят открытые занятия. Занятия проводятся с соблюдением следующего алгоритма:
- рассказ педагога о проекте занятия;
- ответы на вопросы гостей перед посещением занятия;
- посещение занятия;
- анализ занятия самим педагогом;
- анализ занятия замдиректора или методистом;
- вопросы гостей к педагогу по содержанию и плану занятия;
- общая дискуссия.
Методическая служба ГорСЮН успешно создает условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов. И в дальнейшем продолжит деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных и традиционных форм методической работы.
|