Ландшафтный дизайн на учебно-опытном участке
Планирование работ на учебно-опытном участкеРезультативность использования учебно-опытного участка в воспитательно-образовательном процессе зависит от рационального планирования и размещения живых объектов. Поэтому, приступая к планировке, необходимо учесть возможности образовательного учреждения: размеры территории, возможности полива, природное, производственное окружение и другие факторы [12].
Учебно-опытные участки в прошлом планировались исключительно в регулярном стиле [2, 6, 8, 11, 12, 13, 18, 19]. Такая планировка являлась наиболее выгодной для агрономической деятельности, получения дополнительных овощей и ягод для школьной столовой. Современный учебно-опытный участок в городе несет, главным образом, не хозяйственную, а учебную и эстетическую функции. Гармония на учебно-опытном участке создается с использованием пейзажного стиля, где все элементы ландшафтного дизайна гармонично связаны между собой.
Участок должен быть хорошо освещенным, с удобными подходами, чтобы на нем можно было разместить отделы учебно-опытного участка. В условиях города актуально создать: экологический отдел, отдел овощеводства, отдел полеводства, отдел цветочно-декоративных растений, дендрологический отдел, опытный отдел, зоологический отдел (Приложение 1).
Целью создания экологического отдела является наглядная демонстрация взаимосвязей в природе. Отдел включает в себя: альпийскую горку, рокарий, водоем, аптекарский огород, дарвиновскую площадку. В экологическом отделе размещаются растения, цветущие ранней весной: ветреницы, медуница, хохлатка, калужница, копытень. Под пологом деревьев растут лесные теневыносливые растения: ландыш, майник, купена, фиалка, кислица, папоротники. На альпийской горке растут засухоустойчивые растения: астильба, спирея, бадан, колокольчик, примула, астра североамериканская, лобелия, очиток едкий, флокс шиловидный, молодило, гвоздика травянка (Приложение 2). В рокарии располагаются многолетние растения: можжевельники, лук декоративный, флокс шиловидный, примула желтая, живучка, седум почвопокровный, алиссум скальный, гравилат, кермек сиреневый (Приложение 3). Водоем оформляется растениями в соответствии с их экологическими особенностями: растения прибрежной зоны, растения мелководья и растения глубоководной зоны (Приложение 4). Растения, имеющие практическое лекарственное значение, располагаются в аптекарском огороде: земляника лесная, бадан толстолистный, медуница лекарственная, календула лекарственная, зверобой продырявленный, ландыш майский, ромашка лекарственная, тысячелистник обыкновенный, читотел большой, подорожник большой и другие (Приложение 5). Дарвиновская площадка служит для изучения заселения растительностью свободных пространств.
В отделе овощеводства (Приложение 6) выращивается коллекция основных овощных растений области, расположенные по принципу овощного севооборота. Выращивается разные сорта капусты, картофеля, моркови, свеклы, лук, бобовые, турнепс, рапс, кабачки. Для учебных целей представляет интерес выращивание скороспелых овощных растений, таких как редис и салат, дающих продукт уже через месяц. Выращиваются семенники двулетних овощных культур (капусты, моркови, свеклы). Ландшафтный дизайн данного отдела представлен в виде декоративного огорода.
В отделе полеводства (Приложение 7) выращиваются злаковые растения и сухоцветы для занятий фитодизайном: сорго, подсолнечник, кукуруза, амарант, статица, пшеница, гелихризум, ксеронема, нигелла, аммобиум, тысячелистник, лагурус; проводится введение в культуру на территории Сибири декоративных злаков и сухоцветов; соблюдается севооборот. Частью отдела полеводства является декоративный газон.
Отдел цветочно-декоративных растений не имеет отдельного участка, растения этого отдела являются гармоничным дополнением каждого из отделов, они также обрамляют дорожки, украшают вход в здание. Он представлен в виде клумб, рабаток, бордюров, розария. Здесь произрастают основные декоративные однолетние и многолетние травянистые растения. К ним принадлежат примулы, пионы, водосборы, ирисы, тюльпаны, георгины, розы, львиный зев, душистый горошек и др. Демонстрируются методы их культивирования. Желательно подобрать ассортимент цветов таким образом, чтобы они цвели в течение всего вегетационного периода, непрерывно сменяя друг друга.
Дендрологический отдел (Приложение 8) имеет целью познакомить школьников с основными породами древесных и кустарниковых растений области, с агротехникой выращивания, с использованием для озеленения территорий образовательных учреждений, парков, садов, создания защитных полос, декоративной формовкой деревьев и кустарников. Декоративные деревья и кустарники являются хорошими объектами для наблюдений и опытов, а так же проведения практических работ по уходу за насаждениями. Их можно сгруппировать в одном месте учебно-опытного участка, обычно с северной стороны, в так называемом дендрарии. Дендрарий как составная часть участка должен быть спланирован с учетом не только видового сочетания, но и дидактической целесообразности.
Дендрологический отдел участка составляют деревья нашей местности: сосна обыкновенная, лиственница сибирская, ель сибирская, пихта сибирская, береза бородавчатая, осина, липа сибирская, рябина.
Зоологический отдел служит развитию интереса и любви детей к животным, позволяет научить их правильно ухаживать за декоративными животными, привлекать птиц и насекомых-помощников на учебно-опытный участок (Приложение 9). Он состоит из «Птичьего городка» — выставки искусственных гнездовий для птиц, «Столовой для птиц» — беседки для подкормки пернатых, места для прогулок с животными уголка живой природы.
В опытном отделе целесообразно сосредоточить все опытные работы учащихся. На участке предусмотрено наличие контрольных и опытных делянок. Многие из опытов проводятся в течение ряда лет.
Для проведения бесед, инструктажа школьников перед работой, для обработки материалов наблюдений, зарисовок и записей на учебно-опытном участке необходимо предусмотреть зеленый класс, расположенный в тени и оборудованный скамьями и столами. Зеленый класс обсаживается ивами.
На учебно-опытном участке обязателен инвентарный сарай, в котором делают стойки для подвешивания лопат, мотыг, грабель, полки для секаторов, рыхлителей, пил, шнуров. Каждый инструмент пронумеровывают, что приучает детей к бережному отношению к инвентарю.
На учебно-опытном участке отводят место под компостную кучу, оставляют рядом площадку такого же размера для перевала кучи. Компостную кучу удобно расположить в наиболее скрытом месте участка за инвентарным сараем.
Периметр участка для создания законченной ландшафтной композиции со стороны экологического отдела обсаживается кустарниками, а со стороны отделов полеводства и овощеводства высокорослыми травянистыми культурными растениями сорго, кукурузой.
Для правильного использования земельной площади, повышения плодородия почвы, создания благоприятных условий для нормального роста и развития растений при планировании необходимо учесть комплекс агротехнических мероприятий по уходу за ними. В этот комплекс нужно включить приемы рациональной борьбы с сорняками, организации полива и удобрения почв, защиты растений от болезней и вредителей.
В начале работы необходимо определить площадь участка и границы. Затем нанести на бумагу или миллиметровку размеры будущего учебно-опытного участка и определиться с его контурами. Делать это лучше в масштабе — так вы сможете точно оценить размеры отделов учебно-опытного участка, их количество и расположение.
Для небольших зон самым удобным считается масштаб 1:50 (в 1 см — 0,5 м). Можно работать и в более крупном масштабе — 1:25. Масштаб 1:100 кажется более простым в применении: в одном сантиметре — один метр, однако он подходит только для больших площадей и общей планировки. В таком масштабе очень трудно детализировать посадку небольших растений.
Лучше всего начать составлять план с контуров дорожек. Дорожки в соответствии с пейзажным стилем делают изогнутыми. Ширина обычной рабочей дорожки должна быть не менее 60 см, что допустимо только в том случае, если они прямые или изогнуты по плавной дуге большого радиуса. Иначе по ним будет трудно проходить с тачкой и инструментом.
После определения расположения отделов учебно-опытного участка, их формы и размеров, их контуры наносятся на план. После этого приступют к разработке схем посадки растений.
Ежегодно составляется план работ в каждом отделе участка. В плане указываются виды работ в осенне-зимний и весенне-летний периоды, тематика опытнической работы, распределяются опыты между школьниками, формируются графики работы школьников в летний период, рассчитывается необходимое количество инвентаря, посевного, посадочного материала, удобрений.
Наряду с этим разрабатываются планы работ в каждом отделе, в которых перечисляются основные виды работ по обработке почвы, по уходу за растениями, по сбору урожая, изготовлению и хранению наглядных материалов.
Все виды работ на учебно-опытном участке входят составной частью в общий план работы, который рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором.
Для более четкой организации работ на участке заведующий участком оформляет журнал, где фиксирует все виды работ школьников. В журнал вносятся списки школьников, в специальных графах отмечаются виды работ, которые они выполняют индивидуально и группами. В журнале указываются отделы участка, видовой состав растений, севообороты, а также дается схематический план размещения делянок под опыты с указанием ответственных за их проведение.
Начинать организацию участка можно с посадки деревьев и кустарников, с выполнения отдельных элементов в каждом отделе. Важно предусмотреть перспективу развития участка в соответствии с целями и задачами экологического образования школьников.
|