Это архив сайта Городской станции юных натуралистов г. Кемерово. Актуальная информация находится по адресу: gorsun.ucoz.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Городская станция юных натуралистов
ГорСЮН, г. Кемерово
650024, г. Кемерово, ул. Ульяны Громовой, 18
тел. (3842) 38-67-74, 38-38-15

Азбука флористики — начальная ступень экологического образования

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование.

Цель экологического образования — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования. Чтобы эти принципы превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Огромную роль в непрерывном образовании личности играют вопросы нравственно-эстетического, экологического воспитания, развития творческой личности ребенка. Система дополнительного образования детей представляет широкие возможности для экологического воспитания детей и развития творческих способностей ребенка в различных видах деятельности и области знаний.

Работая педагогом дополнительного образования в области флористики более 20 лет по образовательной программе «Искусственные цветы», я столкнулась с тем, что для обучающихся младшего звена эта программа достаточно сложна. Именно поэтому возникла идея написания образовательной программы «Азбука флористики» на один год обучения для младших школьников 7–10 лет. В процессе реализации данной программы обучающиеся получают основы теоретических и практических знаний по биологии, экологии, фитодизайну.

Отличительной особенностью программы от ранее существующих программ по флористике является то, что она представляет начальную, базовую ступень эколого-эстетического образования школьников.

Современные методики внешкольной деятельности в области экологии и флористики органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены на развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Программа учитывает возрастные особенности детей и связанные с этим творческие возможности.

В процессе реализации программы обучающиеся получают помимо знаний по технологии изготовления искусственных цветов и композиций из природного материала, получают базовые знания о морфологии растений, их сборе, охране и правилам поведения в природе, а также навыки трудовой деятельности по выращиванию сухоцветов.

Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять окружающую нас среду, готовность к соответствующим практическим действиям. Задача педагога, который развивает эстетическое отношение к природе у своих воспитанников, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность.

Формами организации образовательного процесса являются: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, экскурсия, игра, творческая мастерская, конкурс, выставка.

Практическая работа в летнее время направлена на выращивание сухоцветов на пришкольном участке для использования в зимнее время для составления флористических композиций. Участок сухоцветов является необходимым «подразделением» в целом пришкольного участка. Наличие такого участка позволяет обучающимся приобретать и накапливать знания о многообразии живой природы, призван показать разнообразие группы растений – истинных сухоцветов, которые можно вырастить, высушить и использовать в творчестве детей, а также позволяет сформировать основы экологической культуры, навыки экологически ответственного поведения путем непосредственного контакта с миром природы. Приемы возделывания растений: посев, посадка, прореживание, окучивание, борьба с сорняками, вредителями, болезнями, приучают их к бережному и внимательному отношению ко всему живому. Рациональное использование участка позволяет ежегодно обновлять и пополнять наглядно-демонстрационный материал, используемый в обучении аранжировке цветов.

Одной из интересных форм организации воспитательно-образовательного процесса по флористике являются экскурсии, во время которых детям даются экологические знания и нормы экологического поведения. Специфика занятий флористикой предполагает широкое использование разнообразного природного материала, ветки, шишки, травы, цветы. Часть этого материала собирается в природе. Поэтому при проведении экскурсий необходимо обучать детей правилам сбора растений и знакомить с редкими и исчезающими растениями своего региона.

Целью любой экскурсии в природу является расширение знаний обучающихся об окружающем нас мире, воспитание бережного отношения к природе, желания сохранять природу. При проведении экскурсии по флористике можно использовать несколько приемов. Прием сравнений. Этот прием делает впечатления детей более яркими, конкретными, восприятия более четкими. Прием зрительной реконструкции. Этот прием вызывает в воображении детей сильные эмоции, делает их соучастниками воспроизводимых картин. Прием наблюдения. Организуя наблюдения, педагог руководит этим процессом. Наблюдения должны проводиться системно. Прием заданий. Активная мысленная деятельность должна сочетаться с физической, поэтому во время экскурсии можно предложить детям посильную работу: посадку саженцев, уходные работы, срезку сухоцветов.

В конце экскурсии необходимо провести закрепление материала.

  • Ассортимент сухоцветов.

    Вопросы:

    • Назовите истинные сухоцветы, какие из них сейчас цветут?
    • Назовите злаки, пригодные для высушивания.
    • Соцветия, каких кустарников пригодны для высушивания?
    • Назовите растения, которые при высушивании сохраняют оранжевую окраску?»

  • Цветовая гармония.

    Задания:

    • Разбери растения по цвету: холодные — теплые, тяжелые — легкие, насыщенные — блеклые.
    • Выбери себе любое растение (по цветовой гамме). Но одному цветку скучно. Найди растение, которое будет жить с ним в гармонии.
    • Собрать листья зеленого цвета разных тонов, расположить их от теплых к холодным.
    • Собрать листья, расположить их по цветовой гамме от зеленого к желтому, от желтого к красному.

  • Осень в искусстве живописи, поэзии, музыки.

    • Собрать стихи, репродукции картин художников, подобрать музыку к времени года — осень.

Формирование у обучающихся ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью изготовления экспоната композиции к выставке, в виде теста. Приложения к программе: викторины «В мире сказок и цветов», «Час цветов», «Цветочный гороскоп», компьютерные презентации тематических работ по рождественской, пасхальной, весенней аранжировке знакомят обучающихся с природным разнообразием растений и особенностями использования растений в аранжировках. Рождественская аранжировка открывает перед обучающимися возможности изготовления альтернативных елочек без использования еловой хвои, тем самым предохраняя ели от вырубки. Итоговые мини-выставки с представленными на них самостоятельно выполненными работами являются отражением творческих возможностей и практического опыта обучающихся.

В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого воспитательно-образовательного комплекса учреждения дополнительного образования. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры ребенка.

Посадская О. В., отдел фитодизайна
МБОУДОД «Городская станция юных натуралистов», г. Кемерово

ДокументыОтделыКружкиПлан мероприятийИсторияФотоальбомКак нас найтиБиблиотекаЖивой уголокОбратная связьНовостиКарта сайта
Условия использования материалов сайта
design hosting oocms