Научное общество учащихся «Юный исследователь природы»
Одной из эффективных форм развития экологической культуры является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. В школе дети приобретают элементарные навыки ведения исследовательской работы, но особая роль в их развитии принадлежит учреждениям дополнительного образования, так как они отличаются гибкой системой преподавания, быстро реагирующей на изменение индивидуальных и образовательных потребностей детей. В МОУДОД «Городская станция юных натуралистов» есть все условия для создания творческой атмосферы, в которой воспитанники могут делать первые шаги в большую науку
Исследовательская деятельность в ГорСЮН ведётся в рамках научного общества учащихся «Юный исследователь природы». Научное общество учащихся «Юный исследователь природы» — добровольное объединение школьников-натуралистов.
Членами НОУ (научного общества учащихся) могут стать школьники, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
Целью работы НОУ является развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, вовлечение их в процесс самообразования посредством ведения исследовательской деятельности в области экологии и биологии.
Направления работы НОУ:
Формирование культуры научного исследования, оказание практической помощи учащимся в организации и проведении экспериментальной и исследовательской работы;
Проведение по результатам исследовательских работ учащихся научно-практических конференций, семинаров, круглых столов;
Участие в городских, областных, региональных, всероссийских, международных научно-исследовательских конференциях;
Выявление и поддержка интеллектуально одаренных детей;
Исследование, изучение природы Кузбасса, практическое применение полученных результатов;
Развитие сотрудничества НОУ с учеными-специалистами, преподавателями высшей школы НОУ образовательных учреждений г. Кемерово, области, России.
Секции НОУ:
Исследовательской деятельностью в ГорСЮН ребята начинают заниматься с младшего школьного возраста. Педагоги учитывают возрастные психолого-физиологические особенности своих воспитанников. Образовательные программы построены таким образом, что позволяют постепенно включать детей в исследовательскую деятельность, по мере накопления теоретических знаний и практических умений. Для развития исследовательских способностей используются различные формы работы: экскурсии, игры, эвристические беседы, опытническая работа, участие в экологических и исследовательских проектах. Обучающиеся, завершившие обучение по образовательным программам, продолжают заниматься исследовательской деятельностью по индивидуальным планам обучения.
К работе со старшеклассниками привлекаются сотрудники ВУЗов, работают исследовательские группы, занимаясь в которых ребята выполняют самостоятельные исследования, систематизируют и углубляют знания по биологии и экологии, готовятся к поступлению ВУЗы. Работа со старшеклассниками ведётся по следующим программам:
Программа «Систематика растений» (Составитель: Тарасова Ирина Викторовна, инженер кафедры ботаники КемГУ, педагог ГорСЮН)
Занятия по систематики растений являются составной частью всеобщего экологического образования. Сведения, о видовом разнообразии растений, о разнообразии их строения, и особенностях развития, о способности обитать в определённых условиях среды, иллюстрируются гербарием или живыми растениями.
Для обучающихся занятия по этой программе являются источником дополнительной информации о растениях Кемеровской области. Приобретённые в процессе обучения знания также могут помочь детям участвовать в различных биологических конкурсах и олимпиадах.
Программа «Биология для старшеклассников» (Составитель: Куницына Надежда Борисовна, педагог ГорСЮН)
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как химия, физика, математика и др., что позволяет расширить кругозор обучающихся и сформировать целостное представление об окружающем мире. Занятия имеют практическую направленность – применяется широкий комплекс лабораторных и практических работ. Предусмотрено использование разнообразного дидактического материала.
Полученные знания пригодятся старшеклассникам при сдаче экзамена по биологии в форме ЕГЭ и при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения биологического, медицинского и сельскохозяйственного профиля.
Программа «Избранные вопросы биологии» (Составитель: Зубарева Ольга Викторовна, учитель биологии, педагог ГорСЮН)
Данная программа предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его путём включения более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. При изучении каждой темы детально раскрываются сущность явлений и закономерностей, выявляются причины и следствия, внутренний источник развития. Большое внимание при изучении курса уделяется вопросам экологии, научному подходу к мероприятиям по охране природы. Конечным результатом изучения данной программы предполагаются: знакомство с методами научного исследования (проведение наблюдений, решение биологических задач, моделирование биологических явлений); приобретение навыков исследовательской деятельности; умения выполнять проекты экологической направленности и представлять результаты своей деятельности на семинарах, олимпиадах и конференциях разного уровня.
Программа «Экология города» (Составитель: Новосёлова Любовь Андреевна, педагог ГорСЮН)
Главной особенностью этой программы является её практическая направленность. Экскурсии на предприятия, учреждения, занимающиеся экологическими проблемами, знакомство со специалистами – экологами, которые решают вопросы по сохранения окружающей природной среды позволят обучающимся определиться с профессиональной ориентацией будущей профессией эколога, которая сегодня очень востребована на всех предприятиях города.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся позволит участвовать в городских, областных, всероссийских, международных экологических конкурсах научно-исследовательских работ и сформировать навыки практической оценки экологического состояния окружающей природной среды.
Программа «Физиология растений» (Составитель: Филиппова Александра Владимировна, к.б.н, старший преподаватель кафедры ботаники, педагог ГорСЮН)
Программа углубляет знания обучающихся по биологии, знакомит с функциями растений, связанных с обменом веществ, процессами размножения и развития. Ребята знакомятся с основами цитологии, биохимии, генетики. В программу включено большое количество лабораторных работ, закрепляющих теоретический материал и формирующих навыки практической деятельности. Изучение явлений во взаимосвязи помогает учащимся реализовать исследовательский подход, вовлечь их в поисковую, творческую, проектную деятельность.
|