Отдел экологии и охраны природы
Отдел экологии и охраны природы начал свою работу 12 октября 1987 года, одновременно с созданием межшкольного лесничества Городской станции юных натуралистов. Местом для работы межшкольного лесничества был выбран сосновый бор Рудничного района — уникальный участок сибирской тайги, чудом уцелевший в промышленном городе. За лесничеством закрепили площадь в 401 гектар. Помощь в организации работы лесничества оказали специалисты лесных и природоохранных организаций: главный лесничий кемеровского лесхоза Лавренюк Татьяна Ефимовна и инженер охраны леса Журавлева Рабига Александровна, курировавшие работу юных лесоводов и оказавшие большую помощь в организации и становлении школьного лесничества.
Первым руководителем школьного лесничества назначили сотрудника станции Тамару Михайловну Чистову. В этом же году открылось ещё одно направление – орнитологии, его возглавил Фарид Анурович Резванов.
Первыми учащимися школьного лесничества были ребята из школ №№ 16, 24, 34, 55, 60, 89, школ-интернатов №№ 9, 53 — всего 90 человек. Они начали заниматься по курсу лесоводства и охраны природы и выполняли работы по заданию кемеровского лесхоза: прополку посевов кедра, пихты, облепихи в питомниках; осуществляли посадку саженцев на лесокультурных площадях; выполняли лесохозяйственные работы в Рудничном бору: проведение плановых рубок ухода, охрана его от самовольных порубок населением и от лесных пожаров.
В сентябре 1988 года на базе школы № 23 открылся кружок «Юный эколог», руководитель Рябухина И. С., на базе школы № 93 – кружок «Друзья природы», руководитель Шиканова А. М.
Оба эти кружка взяли тему работы «Исследование берёзовой рощи Ленинского района». Зимой дети развешивали кормушки, весной — гнездовья для птиц, начали изучение животного и растительного мира Суховского озера.
В 1988 г. школьное лесничество пополнилось ещё одним направлением — открылся «Кружок ботаников и фенологов» под руководством Валентины Николаевны Куделиной. В 10-ой школе появился «Детский экологический театр».
Эти направления в дальнейшем объединились в отдел экологии и охраны природы.
Начиная с 1997 г. коллектив отдела экологии и охраны природы является участником Всероссийского и Всекузбасского заочного конкурса «Подрост». Проект Школьного лесничества в III Всекузбасском конкурсе был награждён Дипломом III степени. А по итогам этого конкурса 3 юнната были приглашены в Тульскую область для подведения итогов конкурса «Подрост».
В 2002 году в честь 60-летия Кемеровской области на территории соснового бора учащимися и педагогами отдела экологии и охраны природы была заложена кедровая аллея. Высажено 200 штук крупномерных саженцев. С тех пор постоянно ведется уход за этими деревьями: летом осуществляется прополка сорной травы, формирование приствольных кругов, уборка мусора, в зимний период — охрана от повреждений и порубок.
На сегодняшний день в отделе экологии и охраны природы работает 18 педагогов, осуществляющих экологическое образование по разнообразным направлениям: лесоводство, основы экологических знаний, экологическое конструирование, экологический театр, экологический пресс-центр.
Цель деятельности отдела экологии и охраны природы — экологическое образование учащихся, воспитание у детей активной жизненной позиции в вопросах защиты окружающей среды.
Для вовлечения обучающихся в экологически значимую практическую деятельность в отделе экологии и охраны природы уже традиционно проводятся такие акции, как «Бор — лёгкие города» по проведению природоохранных и лесовосстановительных работ в бору, «Помоги птице зимой», «Сбережём ёлочку», «Встреча пернатых друзей», «Сохраним красоту первоцветов», операция «Родничок», «Подари свой лес потомкам» и другие. Ежегодно проходят Слёты юных экологов.
Одной из основных форм экологического воспитания школьников города являются экскурсии по маршруту экологической тропы Рудничного соснового бора, которые позволяют достичь наибольшей эффективности за счёт близости объекта изучения, за счёт личного контакта детей с природой и её отдельными объектами, находящимися в естественных условиях. Это способствует установлению устойчивого равновесия между знаниями, получаемыми в рамках школьного учебного предмета и практическими умениями взаимодействия с природой.
Экологическая тропа является прекрасной природной лабораторией для проведения с детьми теоретических и практических занятий, для развития эмоционально-ценностного отношения обучающихся к природе, а также реализации регионального компонента в образовании и воспитании подрастающего поколения, когда на проблемах сохранения одного из природных сообществ раскрываются проблемы выживания и восстановления природной среды всего Кузбасса.
На протяжении ряда лет работает школа юных лесоводов «Лесные Берендеи», где кроме теоретических занятий дети занимаются исследовательской и природоохранной деятельностью. Участники школы изучают растительный и животный мир Рудничного соснового бора на практике. Проводятся трудовые десанты в Кузбасский ботанический сад, в пригородные леса. Обучающиеся школы осуществляют пропагандистскую природоохранную работу.
|