Эколого-биологическая олимпиада
Общие положения
Городская научная эколого-биологическая олимпиада проводится среди школьников, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.
Олимпиада проводится в целях совершенствования дополнительного эколого-биологического образования детей, направленного на повышение их уровня знаний по биологии и экологии, развитие интереса к творческой деятельности, формирование общей культуры обучающихся, а также социальную адаптацию детей и подростков.
Основные задачи Олимпиады:
- реализация образовательных программ дополнительного образования детей, направленных на развитие учебно-исследовательской деятельности среди обучающихся образовательных учреждений города;
- выявление и поощрение обучающихся в возрасте 10–18 лет, обладающих глубокими знаниями по биологии и экологии и способных их творчески применять;
- создание базы данных о педагогических работниках, занятых в системе дополнительного образования детей, для дальнейшего совершенствования работы по повышению их профессионального уровня.
Работу по организации и проведению Олимпиады осуществляет МОУДОД «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово.
Участники Олимпиады
Участниками олимпиады являются обучающиеся в возрасте 10–18 лет учреждений дополнительного образования детей с эколого-биологическим профилем.
Сроки, порядок и условия проведения Олимпиады
Олимпиада проводится в период с декабря по январь в два тура:
Первый тур (теоретический) — проводится в декабре 2009 г. в форме тестовых заданий, определяющих уровень знаний по биологии и проблемам сохранения природы своего края.
Второй тур (практический) — проводится в январе 2010 г. в форме защиты участниками учебно-исследовательских проектов, выполненных в детских объединениях или самостоятельно детьми и подростками по основным тематикам:
- ботаника (систематика растений; геоботаника; лесоведение; флористика);
- растениеводство (цветоводство; садоводство; овощеводство);
- зоология (энтомология; ихтиология; орнитология; зооэкология; поведение животных;
зоогеография);
- содержание и разведение животных;
- водная экология (гидробиология);
- экология человека (ландшафтная экология; экология поселений; медицинская экология: здоровье человека и окружающая среда);
- загрязнение и охрана окружающей среды (методы исследования загрязнений окружающей
среды; химические загрязнения окружающей среды; антропогенные факторы; биоиндикация;
охраняемые природные территории и объекты; сохранение биоразнообразия).
Допускаются также тематики, лежащие на пересечении нескольких направлений наук.
Учебно-исследовательскими работами (проектами) могут быть:
для детей 10–14 лет
проект, содержащий отчет о самостоятельной учебно-исследовательской работе, проведенной на основе анализа данных литературных источников, без проведения научных исследований;
проект, содержащий изложение методики проведения исследования, без непосредственного сбора материала с ее помощью. Данный проект должен быть оформлен как соответствующее методическое пособие, полностью готовое для его использования любым желающим провести исследование с помощью этой методики;
проект, содержащий отчет о проделанной простейшей учебно-исследовательской работе, с использованием материала, полученного в ходе краткосрочных натурных исследований, без использования приборной базы, на примере одного вида флоры или фауны, без статистической обработки материалов.
Выводы работ могут иметь локальное значение и могли бы быть получены без проведения исследований.
для подростков 15–18 лет
проект, содержащий отчет о проведенной учебно-исследовательской работе, выполненной по одному из разделов науки, с использованием статистической обработки материалов, с изучением более чем одного вида или изучением проблемы взаимоотношений видов.
Выводы должны иметь не менее чем региональное значение или иметь ценность в теоретическом плане и не могли быть получены иначе, чем при проведении данного исследования.
проекты, содержащие отчет проведенной учебно-исследовательской работы должны отвечать следующим требованиям:
- результаты работы должны собираться в течение нескольких лет, сезонов или временных периодов года.
- В любом случае в работе должна быть проанализирована временная динамика изучаемых показателей;
- собранный материал должен иметь статистический характер;
- выводы работы должны вносить вклад в теоретическое представление об изучаемом предмете (данном природном комплексе, экологической группе и т. д.)
Все проекты, вне зависимости от содержания и сложности выполнения, должны быть оформлены с соблюдением основных стандартных требований к оформлению научных публикаций.
Работы направляются до 25 декабря 2009 г. по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Мичурина, 19.
Руководство и организацию городского тура Олимпиады осуществляет Оргкомитет с правами жюри. Оргкомитет определяет порядок работы жюри и по ее результатам подводит итоги Олимпиады.
Черданцева Е. В. |
заместитель начальника управления образования администрации
г. Кемерово, кандидат педагогических наук |
Борисова Ю. В. |
главный специалист управления образования администрации
г. Кемерово, кандидат биологических наук |
Скалон Н. В. |
зав. кафедрой зоологии и экологии КемГУ, доктор педагогических наук |
Петункина Л. О. |
зав. кафедрой ботаники КемГУ, кандидат биологических наук |
Еремеева Н. И. |
доцент кафедры зоологии КемГУ, доктор биологических наук |
Дуванова Т. В. |
главный специалист отдела по охране окружающей среды администрации г. Кемерово |
Чередова И. П. |
директор МОУ ДОД «Центра дополнительного образования детей им. В. Волошиной» |
Подведение итогов и награждение победителей Олимпиады
В каждой секции определяется победитель и два призера, занявшие II и III места. Победители и призеры определяются по сумме баллов, набранных в теоретическом и практическом турах Олимпиады.
Победители и призеры Олимпиады награждаются дипломами и памятными призами. Победители направляются для участия во Всероссийской научной эколого-биологической олимпиаде учреждений дополнительного образования детей. По итогам Олимпиады руководители детей, принявших участие в Олимпиаде и занявших призовые места, награждаются благодарственными письмами и грамотами Управления образования администрации г. Кемерово.
Требования к оформлению учебно-исследовательской работы (проекта)
Учебно-исследовательская работа (проект) должна иметь:
- титульный лист с обязательным указанием названия образовательного учреждения, при котором выполнена работа, региона и населенного пункта, детского объединения, темы работы, Ф.И.О. автора (авторов), класс, Ф.И.О. руководителя работы (полностью), год выполнения работы;
- оглавление (с указанием страниц).
Структура содержания проекта должна включать следующие разделы:
- введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы, обоснование актуальности исследования, практическая значимость работы.
- методика исследования и материал — описание методики сбора материала, методы первичной обработки собранного материала, методы статистической обработки материала, сроки сбора материалов, объем полученных материалов (по дням, сезонам, годам, всего);
- результаты исследований и их обсуждение — приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки;
- выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, полученные данные и их объяснение;
- заключение, где проводится общий обзор поставленной перед началом исследования проблемы и перспективы ее решения после проведенного исследования;
- список используемой литературы (оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка). В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
Фактические и численные данные, имеющие большей объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т. д. могут быть вынесены в конец работы – в приложение, которое соединяется с текстом работы (и соответствуют формату самой работы), или быть отдельно, произвольного формата.
Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены, и на них даны ссылки в работе. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.
Текст работы должен быть четко напечатан на пишущей машинке или набран на компьютере (формат листа — А4, размер шрифта — 12 пунктов). Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены. Объем работы не ограничен.
|