Региональный конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»
1. Общие положения
Цель: формирование экологической культуры подрастающего поколения, принципов его повседневной жизни, которые станут основой его мировоззрения и помогут принимать решения во имя сохранения природы, духовного и физического здоровья человека.
Задачи:
- Приобщение школьников к изучению и сохранению природы родного края и его культурно-исторического прошлого.
- Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.
- Становление детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования, развития у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.
- Обмен опытом в области экологического воспитания среди педагогов школ и УДО региона.
2. Участники конкурса
К участию приглашаются детские экологические коллективы, созданные при школах, средних специальных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования при вузах, научных центрах, заповедниках и других организациях, а также семейные коллективы. Возможно индивидуальное участие в конкурсе.
Возраст детей и подростков, принимающих участие в конкурсе, не ограничивается.
3. Сроки проведения
Работы на региональный конкурс принимаются с 1.10.2008 г. по 20.10.2008 г.
Адрес: 650024, г. Кемерово, ул. У. Громовой, 18
МОУДОД «Городская станция юных натуралистов»
Лучшие проекты будут отмечены дипломами I, II, III степени и будут направлены в оргкомитет в Москву для участия во втором этапе Всероссийского конкурса «Человек на Земле».
Координатор регионального конкурса: Калмыкова Ирина Александровна, тел. (3842) 30-38-15, 30-67-74.
4. Номинации конкурса
НОМИНАЦИЯ № 1. «ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ. ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ»
В этой номинации можно представлять проекты по изучению природных сообществ, их состояния, развития, изменений, связанных с действием человека, в том числе работы по изучению взаимосвязей с природными сообществами отдельных видов или систематических групп живых организмов.
Возможные тематические направления проектов:
- организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем;
- анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности;
- восстановление, поддержание и улучшение состояния водных экосистем; улучшение качества природной и питьевой воды;
- сохранение лесов как уникальной экосистемы, рациональное использование лесных богатств;
- сохранение биоразнообразия в природных сообществах,
- изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями;
- восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.
- редкие и вымирающие организмы, поиск способов их эффективной защиты;
- изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями;
- роль различных растений и животных в «пионерских» сообществах и в восстановлении естественного состояния экосистем.
НОМИНАЦИЯ № 2. «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЕЛЕНИЙ. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ»
Эта номинация объединяет проекты, связанные с исследованием экосистем поселений человека (больших и малых городов, поселков и деревень). Сюда же относятся и проекты по изучению и решению проблем, связанных с возрастающим потреблением энергии, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды бытовыми и прочими отходами.
Возможные тематические направления проектов:
- изучение качества воздуха, воды, почвы, организация мониторинга экологического состояния среды города, составление экологического паспорта района (микрорайона), школы, квартиры;
- анализ влияния экологической обстановки на качество жизни и здоровье населения; пути оздоровления экологической ситуации в городе;
- растения и животные – обитатели города; анализ особенностей организмов и их сообществ, обусловленных экологической обстановкой в городе;
- проблемы содержания домашних животных в городе; проблемы городских птиц и бездомных животных в городе;
- мониторинг общественного мнения горожан относительно экологической обстановки в городе (социологические исследования);
- проблемы беспризорных детей, инвалидов и одиноких пожилых людей в городе;
- оценка энергопотребления и потерь энергии в школе и дома; анализ ситуации, разработка и реализация рекомендаций по эффективному утеплению окон и дверей в квартирах и подъездах, освещению помещений, расчет эффективности и экономичности; разработка проектов экодомов с альтернативными энергоустановками;
- оценка потребления воды дома, в школе, на городских предприятиях (магазины, пункты общественного питания и др.); разработка рекомендаций по сокращению расходов воды;
- утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации;
- оценка эффективности работы очистных сооружений в вашем районе и проблемы утилизации сточных илов: описание работы действующих очистных сооружений, состав и количество сточного ила, принципы и эффективность используемых технологий утилизации, предложения по улучшению процессов утилизации;
- оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте, анализ ситуации, проводится ли раздельный сбор ТБО;
- утилизация упаковочной тары: анализ видов тары на рынках, в магазинах вашего района или города, ее количественный и качественный состав, технические идеи по утилизации, расчет экономичности предложений;
- утилизация ценных составляющих бытовых отходов – батареек, мобильных телефонов, компьютеров, автомобилей: исследование их количества в отходах, состав ценных компонентов, как можно их извлечь, возможные технические решения и расчет экономичности предложений;
- разработка «Проекта экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства» применительно к условиям конкретного села; изучение вопроса об альтернативных источниках энергии на селе; проблемы утилизации отходов.
- оптимизация сельскохозяйственных работ; повышение плодородия почвы и урожайности культур;
- прогноз и пути развития маленьких деревень на основе краеведческих и социологических исследований.
НОМИНАЦИЯ № 3 «ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Сохранить гармонию человека с природой может только сообщество высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей. Формированию такого сообщества может помочь обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями людей. Изучение этих традиций — удел этнографии.
Возможные тематические направления проектов
- Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: Тип населённого пункта. Его социальное устройство. История создания и заселения. Этнический состав населения. Пространственная организация с учётом природных условий. Улицы. Жилые дома. Их экстерьер и декор. Интерьер жилых домов. Планировка, предметы мебели и домашнего обихода.
- Традиции по сохранению экологически чистой среды.
- Этические традиции. Взаимоотношения жителей. Принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь.
- Семья. Организация семейной жизни. Взаимоотношения в семье. Семейные праздники.
- Воспитание детей. Принципы народной педагогики. Детские игры и игрушки.
- Занятия населения. Сельскохозяйственные работы. Организация и распределение работ. Положительный опыт землепользования. Вводимые новации. Их польза или вред.
- Домашние ремёсла. Их описание и характеристика. Использование местных природных материалов. Способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов.
- Присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса. Использование их в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах. Опыт по сохранению и воспроизведению природных богатств.
- Духовная культура и её наиболее яркие проявления и создатели. Поверья, обряды, обычаи. Исповедуемая религия.
- Особенности лексики и диалектологии, Топонимика и ономастика.
- Земледельческий календарь. Главные календарные праздники. Их содержание, сценарии, участники, место и время проведения. Обряды, совершаемые в ходе праздника. Фольклор, входящий в контекст праздника. Семейные праздники и обряды.
- Народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные. Художественные и технологические приёмы. Лучшие мастера и их работы.
- Изучение характера и смысла мотивов орнамента прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы. Лучшие мастера и их работы.
- Изучение местного фольклора. Составление словаря местных названий природных объектов и их анализ. Какие реалии местной жизни и природы находят отражение в разных жанрах фольклора?
- Народный костюм, его состав, художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.
НОМИНАЦИЯ № 4. «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОЛОГИИ»
Задание по этой номинации для детей в возрасте 6-10 лет будет опубликовано на страницах журнала «Мурзилка» № 6 за 2008 г. и на сайте www.murzilka.org. Если у вас нет возможности приобрести журнал, взять его в библиотеке или посмотреть в Интернете, присылайте заявку в оргкомитет с просьбой выслать задание номинации «Первые шаги в экологии» по вашему почтовому адресу.
НОМИНАЦИЯ № 5 «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Эта номинация объединяет работы, в которых объекты исследования отражены в художественных образах, созданных различными художественными средствами на основе наблюдения и познания всё тех же важнейших экологических проблем: жизнь человека на земле и ответственность человека за сохранение природы и жизни на земле.
Для участия в этой номинации могут быть представлены:
- произведения художественной литературы: рассказы, очерки, стихотворения, сказки, новеллы;
- произведения фольклора: загадки, частушки, пословицы и поговорки;
- рисунки и живопись: пейзажи, портреты, натюрморты, иллюстрации к литературным или фольклорным произведениям;
- эскизы изделий декоративно-прикладного искусства;
- эскизы и проекты мемориальной скульптуры.
На этот конкурс могут быть представлены воссозданные архитектурные проекты или макеты ранее существовавших, но утраченных ценных памятников местной архитектуры и природных заповедных мест, проекты новых построек данного населённого пункта (детских площадок, клубов для общения по интересам людей разных возрастных групп, мемориальных комплексов, посвящённых памяти выдающихся людей и др.
При рассмотрении и оценке творческих работ предпочтение будет отдаваться тем произведениям, в которых нашли отражение особенности местной жизни, природы и культуры.
5. Требования к проектам
Для работ по номинациям №№ 1–3
Представляемые материалы должны включать:
Отчет о проведенных исследованиях
Титульный лист, на котором следует написать:
- Номинацию, по которой выполнялся проект
- Название организации, при которой работал коллектив
- Название творческого коллектива, выполнившего проект (если работа индивидуальная: имя, фамилия автора, класс, школа)
- Название проекта;
- Ф.И.О. руководителей
- Почтовый адрес коллектива
- Год (годы) проведения работы
Оглавление, перечисляющее разделы отчета с указанием страниц.
Список исполнителей проекта (имя, фамилия, класс — по состоянию на осень 2008 г., школа). Здесь же следует указать, что именно выполнял каждый школьник.
Введение
В этом разделе следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта), на решение какой проблемы направлено исследование, а также указать место (название и географическое местоположение), сроки и продолжительность выполнения проекта, какими силами выполнен проект.
Объект исследования
Постарайтесь дать достаточно полное описание объекта, включив в него все характеристики, имеющие значение для проведенного исследования, в том числе:
- сведения о рельефе, климате, современном состоянии растительности и животного мира (желательно приложить подробную карту-схему с указанием масштаба, рисунки, фотографии, графики и другой иллюстративный материал);
- сведения о традиционном природопользовании в этой местности, топонимике, населении (численность, этнический состав, основные занятия, выдающиеся люди и т.д.), культуре (обряды, традиции, народные праздники, фольклор, и т. д.); о современном использовании объекта в хозяйственной и культурной жизни людей.
Методы исследования
Если необходимо, включите в отчет обоснование выбора того или иного использованного в работе метода. В каких работах использовались те же подходы для решения аналогичных задач? Или в каких методических материалах были найдены соответствующие рекомендации? Простая ссылка на мнение специалиста (научного консультанта), наверное, не самый интересный ответ. Постарайтесь подумать, как еще можно было бы решить поставленную задачу.
Объясните, почему для получения выводов достаточно полученного объема данных.
Опишите методики с учетом тех адаптаций, которые были сделаны для их использования в ваших конкретных условиях. Описания должны быть достаточно подробными, чтобы читатель мог понять все этапы проделанной вами работы.
Результаты исследований
Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах. Отчет обязательно должен содержать исходные полученные школьниками данные, а не только их итоговые обобщения.
Выводы
Сопоставьте полученные данные с поставленными задачами. Какие выводы могут быть сделаны на основании ваших данных? Являются ли выявленные закономерности статистически достоверными или в каких-то случаях необходимы дополнительные исследования? Какие новые задачи представляется оправданным поставить с учетом полученных вами результатов?
Прогноз
На основании полученных результатов (для номинаций № 1 и № 2) оцените экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Попытайтесь также дать прогноз изменения этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
Программа действий
Программа практических действий по оздоровлению или сохранению изучаемого объекта должна опираться на результаты проведенных вами исследований. (Часто даже хорошая работа завершается рекомендациями общего характера, которые можно было бы написать «из головы», не собирая никаких данных об экологическом состоянии объекта. Постарайтесь избежать этой ошибки.) В программу действий должны входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе – перечень дел, которые планируют выполнить сами школьники. Отдельно опишите результаты уже проведенных вами природоохранных мероприятий.
Работа, предназначенная для выполнения школьниками, должна учитывать их возможности.
Список использованной литературы
Список использованной литературы составляется в соответствии с правилами, принятыми для научных публикаций (изучите список литературы в какой-либо монографии или сборнике работ по экологии и примите его за образец).
Обратите внимание на то, что «Список использованной литературы» – это не перечень всех книг, которые вы прочитали при подготовке к работе. Книга или статья, на которые вы ссылаетесь, должны быть непосредственно использованы во введении, в описании использованных методик или при сравнительном обсуждении результатов. В соответствующем месте вашего отчета должна быть приведена ссылка на цитируемую или обсуждаемую работу (например, указан ее номер в списке литературы).
Рекомендации по оформлению текстового отчета:
Текст отчета (объемом не более 50 машинописных страниц, включая схемы, таблицы, графики, рисунки и фотографии) должен быть написан на русском языке, набран на компьютере (шрифт Times New Roman или Arial, размер, соответственно, 14 или 12 пунктов, интервал 1,5) на бумаге формата А4.
Картографический материал должен иметь заглавие, масштаб, легенду.
Страницы отчета должны быть пронумерованы, надежно скреплены (степлером, скоросшивателем) и желательно оформлены в твердую обложку.
При возможности, текст отчета желательно представить и на отдельном диске.
Перед подачей проекта на конкурс рекомендуем провести его публичное представление в школе, на городской конференции и т.п.), а также по возможности получить отзыв в местной природоохранной службе. Желательно опубликовать результаты своих исследований в СМИ.
Сопроводительные справки и документы
В отдельную папку просим вложить следующие сопроводительные справки и документы:
- Регистрационная карта (форма № 1) в 3-х экз.
- Сведения о руководителях (форма № 2) в 2-х экз.
- Справка о деятельности коллектива, в которой нужно указать время его создания, список школьников, участвовавших в работе над проектом (имя, фамилия, возраст, в каком классе и школе учится), фамилии и должности руководителей. Обязательно укажите, кто конкретно из школьников выполнял тот или иной разделы проекта, кто из руководителей отвечал за какую часть работы. Укажите особо отличившихся членов коллектива (если таких можно выделить), а также организации, с которыми вы сотрудничали в выполнении данного проекта (получали научные, профессиональные консультации, материальную или финансовую поддержку). Сюда же можно приложить и отзывы различных организаций о деятельности коллектива, копии дипломов, газетных публикаций, и пр.
Желательно приложить фотографии группы или отдельных членов коллектива (фотографии следует подписать)
- Аннотация (объем — 1 стр.), в которой следует указать
- Номинацию
- Название проекта
- Название коллектива
- Место и год (годы) выполнения
- Ф.И.О. руководителей, контактные адрес, телефон (с кодом ), e-mail
- Краткое содержание проекта:
- Какая проблема исследовалась
- Основной метод исследования
- Главный результат.
- Дискета или диск с электронным вариантом указанных в п.п. 1-4 материалов, набранных в текстовом редакторе Microsoft Word.
- Для тех, кто не имеет электронного адреса, следует вложить две почтовые карточки (с марками), на лицевой стороне которых заполнен адрес руководителя проекта, а на обороте написано название проекта.
- Опись присылаемых материалов (форма № 4)
На конкурс не принимаются работы, присланные по электронной почте.
Для работ по номинации № 5
Представляемые материалы должны включать:
Оригинал произведения
Аннотация работы
Аннотация работы должна содержать название работы, имя и фамилию автора, класс, школа; краткое описание произведения, вид искусства, к которому оно принадлежит, жанр, размер, материал и технику исполнения. Для коллективных работ следует указать, что именно выполнял каждый участник
Сопроводительные справки и документы
В отдельную папку просим вложить следующие материалы:
- Регистрационная карта (форма № 3) в 3-х экз.
- Сведения о руководителях (форма № 2) в 2-х экз.
- Дискета или диск с электронным вариантом указанных в п.п.1-2 материалов, набранных в текстовом редакторе Microsoft Word.
- Для тех, кто не имеет электронного адреса, вложите две почтовые карточки (с марками) на лицевой стороне которых в строчке «кому» напишите свой адрес, а на обороте - название работы.
- Опись присылаемых материалов (форма № 5)
Рекомендации по оформлению и упаковке творческих работ:
- Литературные работы должны быть написаны на русском языке, набраны на компьютере (шрифт Times New Roman или Arial, размер, соответственно, 14 или 12 пунктов, интервал 1,5) на бумаге формата А4.
- Размер произведения не должен превышать двух машинописных страниц. Страницы работы должны быть пронумерованы и скреплены и, желательно, оформлены в твердую обложку. Желательно также представить текст литературного произведения на электронном носителе.
- Графические работы, выполненные на бумаге или тонком картоне, должны быть вложены в твёрдую папку. Если работа выполнена легко осыпающимся материалом (углем, мелками, пастелью), ее необходимо защитить тонкой бумагой.
Обращаем Ваше внимание, что все работы или входящие в работу отдельные элементы должны быть снабжены ярлыками, содержащими название работы и сведения об авторе. Эти же сведения должны быть указаны на папке или упаковке каждой работы.
6. Критерии оценки проектов
При оценке проектов по номинациям №№ 1–3 будет учитываться:
- соответствие проекта заявленной теме и выбранной номинации, глубина проработки проблемы;
- комплексность, полнота и объем проведенных исследований;
- степень творческого участия школьников в проведении исследований и в практических действиях.
Приоритет будет отдан проектам, направленным на изучение ближайшего природного окружения и решение местных экологических проблем, а также коллективным работам.
Проект должен включать работы, выполненные в 2008 г. Если отчет об исследованиях объединяет результаты, полученные на протяжении нескольких лет, необходимо выделить в нем (например, как отдельную главу) результаты 2008 г.
Конкурсная комиссия не устанавливает ограничений на частичное или полное представление проекта на других экологических конкурсах. Однако в отчете обязательно должны быть приведены все сведения о представлении и обсуждении результатов работ на школьных мероприятиях, встречах с общественностью, конкурсах и т. д. Отчет о проделанной работе должен быть подготовлен строго в соответствии с требованиями настоящего конкурса и не содержать механически включенных разделов из ранее представлявшихся отчетов.
7. Формы сопроводительных документов
Сведения по каждой форме просьба печатать
на отдельной странице.
Форма № 1. Регистрационная карта
1. |
Номинация |
|
2. |
Регион (город, область, край, республика) |
|
3. |
Название проекта |
|
4. |
Название коллектива (если 1–3 автора: имя, фамилия, класс, школа) |
|
5. |
Учреждение, при котором работает коллектив и/или выполнялась работа |
|
6. |
С какой организацией сотрудничали при выполнении проекта |
|
7. |
Ф.И.О. (полностью) руководителей проекта |
|
8. |
Ф.И.О. (полностью) руководителя учреждения |
|
9. |
Адрес для переписки (укажите почтовый индекс) |
|
10. |
Электронный адрес |
|
11. |
Контактные телефоны (укажите код города) |
|
12. |
Дата заполнения |
|
Форма № 2. Сведения о руководителе коллектива
(если руководителей несколько, сведения заполняются на каждого отдельно)
1. |
Фамилия, имя, отчество |
|
2. |
Дата рождения |
|
3. |
Образование, специальность по образованию |
|
4. |
Место (места) работы, должность, ученая степень (если имеется) |
|
5. |
Стаж работы в области экологического образования |
|
6. |
Электронный адрес |
|
7. |
Домашний адрес |
|
8. |
Контактные телефоны (укажите код города) |
|
9. |
Дата заполнения |
|
Форма № 3. Регистрационная карта (номинация № 5)
1. |
Регион (город, область, край, республика) |
|
2. |
Название работы |
|
3. |
Вид искусства и жанр произведения |
|
4. |
Имя и фамилия автора |
|
5. |
Дата рождения |
|
6. |
Класс, школа |
|
7. |
Ф.И.О. консультанта или руководителя работы |
|
8. |
Название учреждения дополнительного образования,
в котором выполнялась работа |
|
9. |
Адрес для переписки (укажите почтовый индекс) |
|
10. |
Электронный адрес |
|
11. |
Контактные телефоны (укажите код города) |
|
12. |
Дата заполнения |
|
Форма № 4. Опись материалов, направляемых в конкурсную комиссию и в оргкомитет для проектов, представляемых на номинации №№ 1—3
№ |
Название материала |
К-во экз. |
1. |
Отчет о деятельности и проведенных исследованиях (Проект) |
1 |
2. |
Регистрационная карта (форма № 1) |
3 |
3. |
Сведения о руководителях (форма № 2) |
2 |
4. |
Справка о коллективе |
1 |
5. |
Аннотация |
1 |
6. |
Дискета или диск с электронным вариантом материалов, указанных в п.п. 2–5 этой таблицы |
1 |
7. |
(Если имеется возможность!) Диск с полным текстом отчета |
1 |
8. |
Почтовые открытки с марками (для тех, кто не имеет электронного адреса) |
2 |
Форма № 5. Опись материалов, направляемых в конкурсную комиссию и в оргкомитет для творческих работ (номинация № 5)
№ |
Название материала |
К-во экз. |
1. |
Оригинал работы (для комплексных работ — опись всех элементов) |
1 |
2. |
Регистрационная карта (форма № 3) |
3 |
3. |
Аннотация |
1 |
4. |
Дискета или диск с электронным вариантом материалов, указанных в п.п. 2–3 этой таблицы |
1 |
5. |
Почтовые открытки с марками (для тех, кто не имеет электронного адреса) |
2 |
Список победителей VII Всероссийского конкурса «Человек на Земле» → |