Отчет о результатах самообследования МБОУДОД «ГорСЮН» за 2012–2013 учебный год
Информационная обеспеченность образовательного процессаОбщий фонд библиотеки составляет 2090 экз.
Информационный фонд укомплектован учебниками, научно-популярной, справочной, энциклопедической, отраслевой, методической литературой.
№/№
| Название образовательных программ
| Объем фонда учебной и учебно-методической литературы
| Доля изданий, изданных за последние 10 лет от общего количества фонда
|
Кол-во наименований
| Кол-во экземпляров
|
1. | Отдел фитодизайна | 1.1 | «Иммортели» | 16 | 16 | 70% | 1.2 | «Искусственные цветы» | 16 | 16 | 70% | 1.3 | «Аранжировка цветов и сухоцветов» | 18 | 18 | 68% | 1.4 | «Флора и мода» | 14 | 14 | 60% | 1.5 | «В мире флористики» | 19 | 19 | 72% | 1.6 | «Плетение из природного материала» | 16 | 16 | 50% | 1.7 | «Азбука флористики» | 12 | 12 | 50% | 1.8 | «Цветочная фантазия» | 12 | 12 | 80% | 1.9 | «Цветочный калейдоскоп» | 19 | 19 | 72% | 1.10 | «Аранжировка цветов» | 18 | 18 | 68% | 2. | Растениеводческий отдел | 2.1 | «Мир цветов» | 69 | 69 | 76% | 2.2 | «Бугенвилия» | 60 | 60 | 77% | 2.3 | «Хризантема» | 74 | 74 | 60% | 2.4 | «Цветовод» | 68 | 68 | 82% | 2.5 | «Природа и искусство» | 70 | 70 | 80% | 2.6 | «Мир растений» | 40 | 40 | 68% | 3. | Биологический отдел | 3.1 | «В мире природы» | 80 | 80 | 60% | 3.2 | «Природа вокруг нас» | 50 | 50 | 40% | 3.3 | «Фотонатуралист» | 20 | 20 | 60% | 3.4 | «Натуралист» | 90 | 90 | 80% | 3.5 | «Зоосфера» | 84 | 84 | 64% | 3.6 | «Юный микробиолог» | 39 | 39 | 48% | 3.7 | «Домашний зоопарк» | 78 | 78 | 70% | 3.8 | «Юный биолог» | 40 | 40 | 40% | 4. | Отдел экологии и охраны природы | 4.1. | «Экологический театр» | 20 | 20 | 70% | 4.2. | «Занимательная экология» | 65 | 65 | 50% | 4.3. | «Физиологические основы здоровья» | 49 | 49 | 40% | 4.4. | «Юный лесовод» | 60 | 60 | 40% | 4.5. | «Лесные следопыты» | 58 | 58 | 35% | 4.6. | «Лесные бальзамы» | 64 | 64 | 50% | 4.7. | «Юный орнитолог» | 72 | 72 | 50% | 4.8. | «Мир и Я» | 80 | 80 | 48% | 4.9. | «Дом за окном» | 69 | 69 | 40% | 4.10. | «Экологическая грамматика» | 81 | 81 | 60% | 4.11. | «Игровая экология» | 84 | 84 | 60% | 4.12. | «Исследователи природы» | 76 | 76 | 40% | 4.13. | «Встреча в природе» | 38 | 38 | 40% | 4.14. | «Удивительный мир живой природы» | 42 | 42 | 50% | 4.15. | «Экомир» | 60 | 60 | 60% | Циклы дисциплин | 1 | Фитодизайн | 127 | 127 | 33% | 2 | Растениеводство | 444 | 444 | 22% | 3 | Биология | 601 | 601 | 10,3% | 4 | Экология и охрана природы | 1519 | 1519 | 27,7% | ИТОГО: | | 2090 | 2090 | 23,3% |
Система оказания методической помощи педагогам, принятая в учреждении
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности формируется банк материалов: списки рекомендованной литературы для самостоятельного изучения; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; новинки психолого-педагогической литературы.
В 2012-2013 учебном году методисты провели консультации для педагогов учреждения по следующим темам:
- Создание методических материалов (виды методических материалов, требования к оформлению) – Протасова Е.В.
- Работа с методическими материалами для участия в городских конкурсах пед.мастерства: подготовка документации, форматирование и оформление дополнительных образовательных программ и календарно-тематических планов, рекомендаций, разработок – Протасова Е.В.
- Помощь педагогам в подготовке к конкурсам педагогического мастерства – Протасова Е.В., Морозова А.А., Посадская О.В., Червова И.В.
- Составление календарно тематического плана – Хромова Н.П.
- Оформление образовательных программ– Хромова Н.П.
- Оформления и написание программ внеурочной деятельности– Хромова Н.П.
- Организация воспитательной работы в творческих объединениях – Морозова А.А.
- Работа с одаренными детьми – Морозова А.А., Червова И.В.
- Проведение мониторинга воспитательно-образовательного – Глазырина С.И.
- Оформление исследовательских работ на Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды – Глазырина С.И.
- Формулирование целей, задач к научно-исследовательским работам, оформление и форматирование работ; формулирование выводов, заключений из проделанной работы. Оформление списка использованной литературы по ГОСТу. Оформление приложений и ссылок к ним в исследовательской работе – Глазырина С.И.
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в детских творческих объединениях - Новоселова Л.А.
- по ОТ для ведения журнала учета работы ПДО – Новоселова Л.А.
- Подготовка и участие в конкурсах эколого-биологического и прикладного направления - Новоселова Л.А., Протасова Е.В.
- Требования к аттестации на соответствие занимаемой должности « педагог дополнительного образования» - Смыкова З.С.
- Критерии и оценка деятельности при аттестации на высшую категорию по должности «педагог дополнительного образования» - Смыкова З.С.
- Критерии и оценка деятельности при аттестации на высшую категорию по должности « методист» - Смыкова З.С.
- Написание заявления на аттестацию, Оформление портфолио - Смыкова З.С., Новоселова Л.А., Протасова Е.В.
- Для вновь принятых работников в ГорСЮН консультации по уставу учреждения, правилам внутреннего трудового распорядка, коллективному договору, вводный инструктаж по охране труда. – Новоселова Л.А.
- Использование информационного фонда в подготовке дидактических материалов, исследовательских проектов, слетов – Новоселова Л.А.
- Флористика: технология изготовления цветов и аксессуаров, особенности аранжировки - Посадская О.В., Червова И.В.
- Подготовка к выставкам и конкурсам «Успех -2013», «Флористическая радуга», - Червова И.В., Посадская О.В.
- Работа с ПК, интернетом – Протасова Е.В., Морозова А.А.
- Оформление конкурсного материала на городской смотр-конкурс УОУ - Смыкова З.С. (для учителей школ)
Общий охват педагогов, получивших консультативную помощь – 152 чел., количество консультаций - 174.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта
С целью повышения профессионального мастерства для педагогов Городской станции юных натуралистов проводятся обучающие и проблемные семинары. Тематика семинаров планируется на каждый учебный год в соответствии с выявленными затруднениями педагогов в профессиональной деятельности и единой методической темой учреждения. Семинары проводятся с периодичностью от 3 до 5 раз в год. В этом учебном году темами семинаров стали:
- «Экскурсия как форма работы с обучающимися в детских объединениях эколого-биологической направленности»
- «Обеспечение безопасности жизнедеятельности учреждения»
- «Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности»
- «Использование различных форм организации воспитательного процесса в творческих объединениях эколого-биологической направленности»
Практические занятия для педагогов проходят в форме мастер-классов, работы в творческих группах на обучающих семинарах. Так, например, на семинаре «Экскурсия как форма работы с обучающимися в детских объединениях эколого-биологической направленности» педагоги посетили мастер-классы по проведению различных экскурсий: Хромова Н.П.провела мастер-класс «Тематическая экскурсия «Декоративнолистные комнатные растения», а Мясников Д.А. - мастер-класс «Обзорная экскурсия «Обитатели живого уголка Городской станции юных натуралистов»». На семинаре «Использование различных форм организации воспитательного процесса в творческих объединениях эколого-биологической направленности» Червова И.В. поделилась опытом использования такой эффективной формы воспитательной работы как итоговое мероприятие, которое традиционно проводится детском объединении «Аранжировка цветов».
Важным направлением работы инструктивно-методического отдела учреждения является выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта, индивидуального стиля профессиональной деятельности.
При выявлении, изучении опыта придерживаемся тех требований, которым должен отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая значимость, возможность разработки педагогом избранной темы, учет своего опыта, особенностей, условий, эффективность, устойчивость результатов воспитательно-образовательного процесса.
Методы изучения педагогического опыта: посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом; анализ посещенного занятия по предложенной схеме; анкетирование; выявление нового; беседа-опрос; наблюдение; тестирование; анализ продуктов творческой педагогической деятельности. Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности.
Главной задачей анализа и обобщения передового педагогического опыта является раскрытие методов и приемов, при помощи которых достигается положительный эффект в работе педагога. В опыте педагога отмечается оригинальность, творчество, новаторство.
С целью распространения опыта, используем различные формы: наглядную и устную печатную пропаганду (выпускается бюллетень 4 раза в год), практический показ, творческие отчеты, презентации, защиты опыта как системы, составление педагогами различной методической продукции, тематические выставки, фестивали и конкурсы для педагогов. Практически к каждому заседанию педагогического совета проводится панорама открытых уроков или массовых мероприятий по направлению с целью показа идеи обобщенного опыта, пропаганды его.
Традиционными стали конкурсы профессионального мастерства: конкурс «Педагог дополнительного образования» (городской), конкурсы методических материалов эколого-биологической направленности (ГорСЮН, городской, областной, всероссийский).
Изданное в 2012-2013 уч. году обобщение педагогического опыта:
- Учебно-методический комплект по изучению природы Кузбасса, Протасова Е.В.
- Учебно-методический комплект «Соавторство с природой», Червова И.В., Посадская О.В.
- «Определитель птиц Кемеровской области», дидактический материал для работы в детских объединениях при изучении темы «Птицы Кемеровской области» , Протасова Е.В.
- Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности обучающихся в творческом объединении", Попсуй В.В.
- Методическая разработка «Игра «Путешествие по родному краю», Горишняя Г.В.
- Методическое пособие «Путешествие в страну Здоровья», Королева Л.И.
- Методическая разработка «Экскурсия по экологической тропе «Наш сосновый бор», Горячева Л.Н.
С целью совершенствования методической работы и развития творческого потенциала педагогических работников МБОУДОД «Городская станция юных натуралистов» в этом учебном году проводились конкурсы профессионального мастерства такие, как конкурс методических материалов для эколого-биологического образования школьников и конкурс на лучшую эколого-биологическую экскурсию. В начале учебного года методисты, ответственные за данные направления, разработали положения о конкурсах, оказали консультационную помощь в подготовке участникам конкурсов. Во втором полугодии проводились сами конкурсы.
Конкурс методических материалов для эколого-биологического образования школьников
Цель: совершенствование методической работы и развития творческого потенциала педагогических и руководящих работников МБОУДОД «Городская станция юных натуралистов».
Задачи:
- создать условия для развития творческого потенциала и повышения профессиональной квалификации педагогов.
- обобщить и внедрить в образовательный процесс передовой педагогический опыт методической службой учреждения;
- обновить методические материалы по обеспечению воспитательно-образовательного процесса Городской станции юных натуралистов.
Участники конкурса
№
| Ф.И.О.
| Категория
| Вид методического материала
| Название методического материала
|
1.
| Горишняя Галина Винциановна
| Опытный педагог
| методическая разработка
| «Игра «Путешествие по родному краю»
|
2.
| Королева Людмила Ивановна
| Опытный педагог
| методическое пособие
| «Путешествие в страну Здоровья»
|
3.
| Горячева Лариса Николаевна
| Опытный педагог
| методическая разработка
| «Экскурсия по экологической тропе „Наш сосновый бор“»
|
4.
| Протасова Екатерина Викторовна
| Опытный педагог
| дидактический материал
| «Определитель птиц Кемеровской области»
|
5.
| Попсуй Василий Васильевич
| Опытный педагог
| методические рекомендации
| «Организация исследовательской деятельности обучающихся в творческом объединении»
|
Конкурс проводился с 1 апреля по 7 мая 2013г. Работы принимались с 1 по 29 марта 2013 г. включительно. На Конкурс принимались только материалы эколого-биологической направленности. Работы, не соответствующие требованиям и ранее представлявшиеся на Конкурс, не принимались.
Конкурс проводился в два этапа:
Первый этап — заочный (отборочный) — рассмотрение членами жюри представленных работ, с 1 по 26 апреля 2013 г. Работы были представлены в номинациях «методические рекомендации (пособие)», «методическая разработка», «проект». Работы оценивались по следующим критериям: актуальность, новизна подхода к проблеме, соответствие методического материала поставленным целям и задачам, логичность изложения, практическая значимость, внедрение результатов работы в практику, соответствие виду методической продукции, соответствие методического материала требованиям к оформлению. Работы, соответствующие единой методической теме 2012-2013 учебного года («Экскурсия как форма привлечения школьников в кружки эколого-биологической направленности») получали дополнительно один балл к имеющимся.
Второй этап — очный (публичная защита), состоялся 7 мая 2013 г. — публичная защита представленной работы, прошедшей во второй этап конкурса, и ответы на вопросы жюри (до 10 мин.). В связи с тем, что на конкурс в этом году поступило всего пять работ, все участники были допущены к публичной защите.
В качестве слушателей приглашались педагогические сотрудники Городской станции юных натуралистов.
Участники конкурса познакомили слушателей с методикой организации экологических троп и основами организации исследовательской деятельности обучающихся. Педагоги показали на примерах из собственной практики, как можно повысить интерес обучающихся к природе Кузбасса и к сохранению собственного здоровья на занятиях в детских объединениях.
Все работы оценивались членами жюри и получали собственный оценочный балл в соответствии с критериями.
По итогам конкурса победителями стали:
- Протасова Екатерина Викторовна – 1 место;
- Горишняя Галина Винциановна – 2 место;
- Королева Людмила Ивановна – 3 место.
Члены жюри отметили рост профессионального мастерства педагогов, ценность накопленного и применяемого опыта, который отразился в конкурсных материалах, возможность обмена информацией.
Конкурсные материалы были рекомендованы для участия в Областном и Всероссийском конкурсах методических разработок эколого-биологической направленности в следующем году.
В связи с тем, что количество участников с каждым годом становится все меньше этот конкурс было решено проводить один раз в два года.
Конкурс профессионального мастерства педагогов на лучшую экскурсию эколого-биологической направленности
Конкурс проводится с целью выявления и распространения передового педагогического опыта по проведению экскурсий эколого-биологической направленности, повышения профессионального мастерства педагогов, совершенствования научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, внедрения и распространения современных инновационных образовательных технологий в практику учебно-воспитательного процесса и поддержки творчески работающих педагогов. На Конкурс представлялись экскурсии эколого-биологической направленности. Заявки на Конкурс принимались с 1.02.2013 г. по 15.02.2013 г. Рассмотрение и оценка экскурсий в очной форме проводится с 01.03.2013 г. по 1.09. 2013 г.
За две недели до проведения экскурсии принимается разработка мероприятия. Разработка экскурсии представляется в соответствии с требованиями по оформлению экскурсий. Экскурсии оцениваются по следующим критериям:
- раскрытие темы экскурсии;
- интерес экскурсантов;
- возможность распространения и использования материала экскурсии;
- диагностичность (возможность оценить результаты экскурсии);
- соответствие методической разработки экскурсии требованиям к структуре и содержанию экскурсий.
Итоги конкурса будут подведены до 25 августа, Победители будут награждены дипломами МБОУДОД «Городская станция юных натуралистов» на педсовете в сентябре.
Публикации педагогов в 2012–2013 учебном году (в том числе и в сети интернет)
№
| Ф.И.О. автора
| Тема
| Изд-во, год издания
| Уровень
|
1. | Луконкина Л.А. | Добрые традиции юннатов | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | Муниципальный | 2. | Шапошник И.Б. | Реализация экологических проектов как одно из традиционных направлений натуралистической деятельности | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | Муниципальный | 3. | Протасова Е.В. | Реализация компетентностного подхода в экологическом образовании школьников на Городской станции юных натуралистов | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | Муниципальный | 4. | Волкова Ю.Л. | «Зеленый десант» | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | Муниципальный | 5. | Ефимова Т.Г. | Наедине с природой | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | Муниципальный | 6. | Корпусов Н.А. | «Будь другом цветку, дереву, человеку» | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | Муниципальный | 7. | Корпусов Н.А. | Вместе весело шагать по просторам | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | Муниципальный | 8. | Корпусов Н.А. | Лапы, уши, хвосты и добрая улыбка | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | Муниципальный | 9. | Куделина В.Н. | Наши ветераны | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | Муниципальный | 10. | Ширяева С.В. | Природоохранная деятельность как условие воспитания экологической культуры | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | муниципальный | 11. | Заболотнова Ю.В. | Сосновому бору – заботу юннатов | «Школьное окно», МБОУДПО «НМЦ», 2012 | муниципальный | 12. | Шапошник И.Б. | Одно из направлений натуралистической деятельности | «Экологический вестник Кузбасса», ГКУ Кемеровской области «Областной комитет природных ресурсов» | региональный | 13. | Корпусов Н.А. | «Будь другом цветку, дереву, человеку» | «Экологический вестник Кузбасса», ГКУ Кемеровской области «Областной комитет природных ресурсов» | региональный |
|