«Школа Природы» — от идеи к практике
Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и землю,
И их помощником я буду век за веком
Лишь оттого, что я родился человеком.
Михай Чоконаи-Витез (1773–1805)
венгерский поэт, представитель Просвещения
Всемирно известно, что ни что не ценится так дорого как идея. Замечательную, тщательно продуманную, долгожданную идею воплотила в жизнь Любовь Петровна Кузьмиренко, став директором только что организованной станции юных натуралистов. Самым большим ее желанием было организовать работу юных натуралистов не только в теплицах и живых уголках, а непосредственно в природе. Первая встреча с Любовь Петровной мне помниться до сих пор. Неподдельная искренность, решительность и уверенность в правоте своего дела привлекало внимание и внушало доверие к этому человеку. Встреча с Любовь Петровной оказалась для меня не только интересной, но и судьбоносной. Педагог по образованию, работая мастером леса Кемеровского лесхоза, мне хорошо была понятна вся значимость этого направления, поэтому, без долгих колебаний, я согласилась возглавить будущею «Школу Природы». Но как это сделать в реальных, современных условиях? Решение пришло быстро - необходимо создать на станции свое школьное лесничество, именно такой формы работы с детьми в городе Кемерово не было. Определили место - Рудничный сосновый бор, уникальный уголок живой природы, чудом уцелевший в большом промышленном городе.
В октябре 1987 года, по согласованию с отделом образования и управлением лесного хозяйства Кемеровской области, было создано межшкольное лесничество городской станции юных натуралистов. Всем известно, что начало любого нового дела, связано с определенными трудностями. Анализ опыта работы Российских школьных лесничеств показал, что таковые создавались главным образом при лесхозах как трудовые объединения детей, где работы имели сезонный характер. Роль школьных лесничеств, некогда знаменитых и востребованных, заметно падала. Передо мной стояла непростая задача. Для того, чтобы поднять работу, нужен был современный подход, новые направления деятельности, которые смогли бы привлечь внимание и по настоящему заинтересовать детей. Выбор был сделан. Решили организовать занятия с учащимися в течение всего учебного года по курсу лесоводство, экология и охрана природы; теоретические знания закреплять на практике, при проведении лесохозяйственных работ в лесничествах; организовать опытническую и научно-исследовательскую деятельность; привлечь школьников к участию в слетах, конкурсах, конференциях. Кроме этого, было решено организовать занятия с учащимися и в летний период в виде полевых практик, экологических смен, походов и экспедиций. В то время, такой подход был новым и ломал привычные стереотипы организации работ в школьных лесничествах, но практика подтвердила правильность сделанного выбора. Первыми успехами можно считать то, что специалисты Кемеровского лесхоза по достоинству оценили практическую работу юных лесоводов и закрепили за школьным лесничеством территорию Рудничного соснового бора площадью 396га, что возможно было только при высоком доверии специалистов. В этом же году мы заняли 1-ое место на городской научно-практической конференции по исследованию экологического состояния Рудничного соснового бора, затем 1-е место на областном слете школьных лесничеств. За несколько лет лесничество пополнилось новыми педагогами, увеличилась сеть кружков и соответственно направлений работы: лесоводы, экологи, орнитологи, зеленый и голубой патруль, мастерские лесохозяйственного и прикладного творчества. Все это давало новые возможности для увеличения количества обучающихся и способствовало самоопределению детей.
Но время не стоит на месте, и вот уже волна видеопроката накрыла умы молодых людей невиданными до сих пор фильмами ужасов и боевиков. Новое время диктует необходимость поиска новых форм работы. Нужен мощный противовес, чтобы привлечь внимание детей к экологическим проблемам родного края. Новая, вернее актуальная идея заключалась в том, что бы только научить ребенка не только посадке и уходу за деревьями, но и умению привлечь внимание общественности к природоохранным проблемам. Первые статьи в газеты «Легкие города», «Прости Сосновый бор» вызвали большую ответную реакцию общественности. На помощь школьному лесничеству пришли комсомольские организации, школьники и жители города. В результате была проведена большая природоохранная работа и привлечены дополнительные силы для решения экологических проблем бора. С тех пор, работа со средствами массовой информации в школьном лесничестве стала традиционной. Статьи в газеты, выступления по радио, телевидению, беседы со школьниками и жителями города показали ребятам, что люди считаются с их мнением, что, безусловно, повысило статус юных лесоводов и роль школьного лесничества в городе. В дальнейшем много новых, передовых идей было воплощено на практике. В сложные годы перестройки, связанные с экономическим и идеологическим кризисом, были организованны работы по программам Международных Грантов, которые позволили сохранить детский коллектив и дать новое, перспективное направление деятельности. Современная ситуация потребовала так же коренного пересмотра некоторых аспектов педагогического процесса, непосредственно в переосмыслении отношения молодых людей к своему здоровью, осознание значения своего здоровья как системы отношения своей личности с окружающим миром. Первая, представленная мной программа творческого объединения «Человек и Природа» вызвала много спорных вопросов, а именно, почему в тогда уже образовавшемся отделе экологии и охраны природы, так много внимания уделяют проблемам здоровья? Только позже, появившееся валеологическое, а затем здоровьесберегающее направление, официально подтвердили правомочность и актуальность данной педагогической деятельности.
В настоящее время, передовые идеи, реализованные на практике, давшие устойчивые положительные результаты, принято называть инновациями. С этой точки зрения, в нашей работе были использованы разнообразные инновационные технологии, позволившие организовать занятия детей в природе. Осуществить эту работу стало возможным благодаря творческой деятельности всех педагогов отдела экологии и охраны природы. Специалисты по лесоводству и охране природы Куделина В. Н., Илюхин Ю. М., Попсуй В. В., Тыченко Ф. П. были первыми организаторами лесохозяйственной и исследовательской деятельности в лесничестве. Большой вклад в развитие экологического направления внесли педагоги Прохорович О. И., Волобаева Л. И.,Суфиярова Л. Ш., Горишняя Г. В., Михеева И. А., которые организовали разнообразную деятельность учащихся от занятий на экологической тропе до экологических акций и городских природоохранных мероприятий. Для наших малышей, учащихся начальных классов бессменно ведут занятия педагоги Горячева Л. Н., Буйкина Г. А., Луконкина Л. А. Их программы по «Азбуке экологии» пользуются большим интересом и спросом у совсем юных экологов. Неоценимую поддержку и помощь в развитии здоровьесберегающего направления оказали педагоги Лашкова Г. И., Королева Л. И., Григорьева З. И. Благодаря их работе, здоровьесберегающие технологии прочно вошли в практику педагогической деятельности всех педагогов станции. Немаловажную роль в нашем становлении оказали природоохранные организации. Необходимо отметить большую консультативную и спонсорскую работу специалистов Управления лесного хозяйства, Кемеровского государственного университета, Областного комитета медицинской профилактики, Областного и городского комитетов по экологии и охране природы. Руководитель отдела Государственного комитета природных ресурсов Новоселова Л. А., на протяжении многих лет сотрудничества, постоянно корректировала и направляла работу детских коллективов, организовала проведение многих экологических экспедиций, областных и городских акций и природоохранных мероприятий. При ее содействии и ходатайстве были оборудованы учебные кабинеты и мастерские школьного лесничества, осуществлялось постоянное инстуктивно-методическое обеспечение. Эта помощь способствовала креплению и развитию юннатского движения. В настоящее время в отдел пришли новые педагоги, которые на основе нашего опыта, продолжают деятельность, осваивая новое педагогические технологии. В заключении можно сказать, что заветная мечта первого директора городской станции юных натуралистов Кузьмиренко Л. П. о создании «Школы Природы» была осуществлена, изучение природы способствовало формированию у молодого поколения системы экологических ценностей, которыми они будут пользоваться в дальнейшем.
Методист ГорСЮН Чистова Т. М.
|