Отдел растениеводства
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям конкуренции становиться важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
Сознавая необходимость обновления воспитательно-образовательного процесса в МОУ ДОД «ГорСЮН», отдел растениеводства поставил цель: выявление и развитие способностей обучающихся, формирование экологически грамотной личности, способной к дальнейшему образованию и ориентированной на высокие нравственные ценности, любящей природу, социально адаптированной к новым экономическим условиям. Реализация поставленной цели стала возможной при решении следующих педагогических и социокультурных задач: создать в детских творческих объединениях необходимые психолого-педагогические условия, в которых обучающиеся в разнообразных видах деятельности, в многообразии социальных общностей (коллективов) смогли бы освоить всё богатство человеческих отношений, найти признание и уважение окружающих, смысл жизни и в будущем в полной мере реализовать себя в творческом труде, общественной деятельности и личной жизни; модернизировать формы и методы организации образовательного процесса; развить систему взаимодействия отдела растениеводства с культурно-просветительскими учреждениями, ВУЗами, научно-исследовательскими институтами.
Ребёнок нуждается в особой помощи взрослых и помощь эта выражается в организации педагогических условий и поддерживающей, помогающей позиции педагога. Организация внешних педагогических условий:
- разнообразная творческая деятельность обучающихся;
- воспитывающие (этические) отношения обучающихся в коллективе;
- социально ценные переживания, нравственно-культурный личностный опыт.
Эти простые функции включали огромное множество видов дел, мероприятий, способов выражения детской жизни. Ведь внеурочная деятельность – это дополнительная сфера для развития ребёнка. Глубоко ошибочно мнение, что данная сфера второстепенна по сравнению с уроками, что её задачи – лишь «занять» свободное время ребёнка. Но всем известно, что у маленького человека нет свободного времени: он развивается каждую минуту и каждую секунду. Каждый ребёнок должен найти своё место, иметь право менять объединения, чтобы попробовать себя во всех (или в большинстве) и в результате найти дело, соответствующее его способностям, а значит найти себя. Детскими творческими объединениями должны руководить профессионалы, чья задача – помочь ребёнку найти свой талант и обрести призвание.
В отделе растениеводства работают квалифицированные педагогические кадры. Из тринадцати педагогов высшую квалификационную категорию имеет один человек, первую – восемь человек, вторую – пять человек. Заведующий отделом Буйкина Г.А., педагог Каширских А.Е. и агроном Радостева О.И. имеют звание «Отличник народного просвещения».
За последние три учебных года прослеживается тенденция увеличения творческих объединений: от десяти в 2006–2007 учебном году до тринадцати в 2008–2009 учебном году и количества обучающихся — от 542 человек до 768 человек. Значит, больше детей получило возможность в бесплатных дополнительных образовательных услугах.
По сравнению с 2006–2007 учебным годом возрос процент штатных сотрудников в отделе и составил 82%. Этот факт положительно сказался на качестве учебного процесса. Девять педагогов работают по своим образовательным программам.
Дополнительные образовательные программы педагогов отдела растениеводства соответствуют типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, устава учреждения, эколого-биологической направленности согласно лицензии.
В 2008–2009 учебном году педагогом Шикановой А. М. была разработана новая образовательная программа «Природа и искусство», для детей 11–17 лет, рассчитанная на два года обучения.
До 2008 года основными направлениями деятельности отдела были цветоводство открытого и закрытого грунта. В настоящее время появилось новое направление: эколого-эстетическое. Занимаясь по новой программе «Природа и искусство», обучающиеся на занятиях знакомятся не только с разнообразием растительного мира и биологическими особенностями растений, но и творчеством известных художников, на чьих полотнах изображены представители флоры и фауны.
Более 15 лет отдел сотрудничает со школами №№ 12, 34, 48, 92 и детского дома № 2. Новые кружки и творческие объединения были созданы на базе школ №№ 77, 80, 97 и лицея № 23.
Сотрудничая с цветочными фирмами «Грин-Холл» и «Успех», отдел постоянно пополняет ассортимент редких комнатных растений и цветочно-декоративных культур открытого грунта. На учебно-опытном участке городской станции юных натуралистов (ул. Иркутская, 36) обучающиеся под руководством опытных педагогов занимаются выращиванием однолетних и многолетних цветочно-декоративных культур используемых для озеленения территории станции и социально значимых объектов города Кемерово. В летний период ежегодно из числа обучающихся творческих объединений «ГорСЮН» формируется детская трудовая бригада, занимающаяся озеленением и благоустройством территорий ГорСЮН на ул. У. Громовой, 18, ул. Иркутской, 36, а также муниципальных учреждений города: филиала детской поликлиники № 7 на ул. Терешковой, 37, дома жилого сектора по пр. Октябрьский, музея-заповедника «Красная горка», Городского центра детского технического творчества, фирмы «Грин Холл», церкви «Утоли мою печаль». Ежегодно на городских объектах высаживается около 12 тысяч штук однолетних и многолетних цветочных культур. На ул. У. Громовой, 18 в 2008 году была оформлена «альпийская горка» по дизайнерскому проекту.
Городская станция юных натуралистов является базовой площадкой кафедры ботаники Кемеровского государственного университета. Ежегодно студенты биологического факультета проходят педагогическую практику на базе теплиц школ №№ 12, 34, 92, где работают опытные педагоги отдела.
Традиционной формой отдела стала организация и проведение городского семинара на тему «Экология и эстетика пришкольного учебно-опытного участка». Тематика выступлений постоянно обновляется и включает вопросы современных тенденций ландшафтного озеленения и проектирования участков.
Свою профессиональную квалификацию педагоги отдела постоянно повышают в Кемеровском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, занимаясь на курсах с периодичностью один раз в пять лет, а также посещая семинары МОУ ДПО «НМЦ» и участвуя в методических объединениях отдела.
Впервые за всю историю существования отдела растениеводства педагог Гобанова Валентина Александровна в 2008 году приняла участие в городском профессиональном конкурсе педагогов «Сердце отдаю детям».
Педагогами отдела были разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и учителей школ: «Оранжерея на кухне», «Современные приёмы цветочного дизайна городской среды к знаменательным датам», «Комнатные растения в интерьере».
Творческие объединения отдела растениеводства ГорСЮН уже в течение 20 лет предоставляют детям бесплатные дополнительные образовательные услуги.
GET ITEM |