Школьное питание и психоэмоциональное состояние младшего школьника

Результаты исследования

Результаты анкеты САН позволили отметить тенденцию к снижению, в среднем по классу, показателей самочувствия, активности и настроения после завтрака получить (таблица 1). Это можно объяснить тем, что после приема пищи активизируются процессы по перевариванию пищи, в то время как ученикам необходимо продолжать обучение. А уже спустя один урок после завтрака показатели психоэмоционального состояния улучшаются, а активность становится выше. Чем на момент оценки изучаемых параметров до приема пищи.

Таб. 1. Результаты анкеты САН

  До завтрака После завтрака Спустя 1 урок после завтрака
Самочувствие 57,3 55,6 57,96
Активность 49,5 49,1 51,63
Настроение 57,45 56,1 57,89

В связи с тем, что показатели в среднем по классу снизились после завтрака, возник вопрос о том, кто же в большей степени подвержен такой тенденции мальчики или девочки. Представленные результаты в таблицы 2 наглядно показывают, что в большей степени выражено снижение самочувствия и настроения у мальчиков, чем у девочек. Изначально девочки оценивают свое самочувствие и активность ниже в сравнении с мальчиками. Однако, через урок после завтрака все показатели изучаемых параметров восстанавливаются и становятся не значительно, но выше, чем на момент первого обследования.

Таб. 2.

  Самочувствие Активность Настроение
Мальчики До завтрака 56,79 49,86 57,14
После завтрака 53,64 50,28 55,36
Спустя 1 урок после завтрака 57,98 51,86 57,98
Девочки До завтрака 55,87 48,87 58,0
После завтрака 55,83 47,88 56,88
Спустя 1 урок после завтрака 56,88 49,88 57,58

Для того, чтобы выяснить, что могло привести к снижению самочувствия, активности, настроения после завтрака, была проведена анкета «Оценка школьного питания».

  1. Какой из видов питания ты предпочитаешь?

    Какой из видов питания ты предпочитаешь

  2. Устраивает ли тебя школьное меню?

    Устраивает ли тебя школьное меню

  3. Какие блюда и изделия из меню нашей столовой ты не любишь?

    Не любят рыбу 34,62%, рис 19,23%, овощное рагу 15,38%, каши 11,54%.

  4. Какие блюда и изделия тебе нравятся из предлагаемого меню?

    Нравится лапша с сосиской (жареной колбасой, котлетой, курицей) – 42,31% обучающимся, свекольник и др. супы – 26,92%, каши и плов – 11,54%. Всего 7,69% ответили, что им нравится молочный суп.

  5. Чтобы ты хотел добавить в меню?

    Хотели бы добавить чипсы, пиццу, жареный картофель, творог, голубцы.

    Полученные данные свидетельствуют, что большинство детей выбирают такой вид питания как завтрак (53,85%). Т. е. обучающиеся в большинстве своем готовы к принятию пищу именно в тот временной промежуток, который отводится для завтрака.

Мнения учащихся разделились при ответе на 2-ой вопрос анкеты. Так 46,15% обучающихся устраивает и столько же не устраивает школьное меню. Анкета «Оценка школьного питания» показала, что девочки более критично относятся к школьному меню, в то время как мальчиков оно вполне устраивает.

Все выше указанные данные, полученные в результате анкетирования, позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся в большей степени выбирают такой вид питания как завтрак. Выявлено снижение после школьного завтрака таких показателей психоэмоционального состояния как самочувствие и настроение. Однако спустя 1 час после изучаемые параметры возвращаются к исходным средним значениям. Здесь можно предположить, что снижение уровня самочувствия и настроения после принятия пищи обуславливается необходимостью отдохнуть, а учебная ситуация требует проявления активности и сосредоточенности.

В результате исследовательской работы определены рекомендации для учащихся, педагогов и родителей.

Для учащихся:

  1. Старайся есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые ингредиенты. При разнообразной пище и правильной кулинарной обработке продуктов организм получает вполне достаточное количество витаминов.
  2. Придерживайся определенного режима питания и тогда ты будешь здоровее и крепче.
  3. Больше двигайся и умей управлять своими эмоциями, используй знания такой науки, как психокулинария.
  4. Преимущественно используй растительную пищу (злаки, овощи, фрукты) и молочные продукты (йогурт, творог и т. д ).
  5. Обязательно соблюдай режим питания, бесконечные перекусы способствую нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта, что может быть следствием снижения настроении, самочувствию и активности.

Для учителей:

  1. После приема пищи не рекомендуется ставить в расписание сложные предметы, такие как русский язык и математика.
  2. Во время школьных завтраков в непринужденной форме, через беседу и собственную манеру поведения прививать учащимся навыки правильного поведения за столом.

Для родителей:

  1. Необходимо в утреннее время дома легкие завтраки.
  2. Ограничивать употребления кофе, шоколада т.к. они действуют на нервную систему.
  3. Приучить детей к овощным блюдам т.к. лучшей усвояемости белка способствуют овощи.
  4. Не отказываться от горячих завтраков, они обязательны для детей, т.к. они обеспечивают более длительное сохранение работоспособности учащихся и оказывают влияние физическое развитие, психоэмоциональное состояние.
  5. Соблюдать режима питания дома.
← Методы и объект исследования Литература →